Истории
У каждого случался такой день, когда всё идет наперекосяк. Вчера такой день был у моей банковской карты. Началось всё с того, что я залил полный бак бензина и попытался расплатиться картой.
- Ой, вы знаете, оплата не прошла! Давайте попробуем еще раз.
Меня всегда настораживают подобные просьбы. В прошлый раз в таком же случае средства были списаны дважды, и мне пришлось настойчиво добиваться возврата средств на карту, игнорируя все уверения, что это сложно, невозможно, мне надо идти в банк, чтобы оспаривать повторную транзакцию... Нет! Возврат средств можно и нужно делать на месте.
Если вы видите или подозреваете двойное списание - не тушуйтесь и не теряйтесь. Узнать подробности «неудачного списания» или вернуть вторую оплату - ваше законное право. Если при оплате картой что-то пошло не так, узнайте точно, что именно. Кассовые аппараты всегда печатают результаты «провальных» транзакций и причину, по которой она не прошла: обрыв связи, неправильный пин, недостаток средств и так далее. Поэтому повторяйте оплату только после того, как вам выдадут чек с ошибкой или покажут на экране монитора - что, собственно, произошло.
При этом самый упоротый вариант этого лукавства, с которым я столкнулся в Турции, заключался в том, что принять оплату по карте вообще не представляется возможным, и очень жаль, что у вас нет наличных лир, зато можно расплатиться долларами. Если вы столкнулись с чем-то подобным, успели выложить на прилавок заветную сотку, а затем увидели в чеке невероятный курс, недосчитавшись лир 50 - начинайте громко и внятно повторять три волшебных слова: «Charge back, please!» В моем случае это сработало успешно, хотя и получился небольшой международный скандал.
Но давайте вернемся к тому, что может случиться с каждым пользователем банковской карты у нас, и к чему еще нужно быть готовым. Надо сказать, что мне “повезло” словить все связанные с оплатой глюки в один день. Отказ в обслуживании на заправке, как выяснилось, был только началом. Спустя 3,5 часа, будучи уже в Новороссийске, я имел редкую возможность наблюдать такой экзотический вид сбоя, как отключение банкомата прямо в момент выдачи наличных.
Тут нужно назвать имена действующих лиц и героев этой оперы.
Банкомат стоит в холле Новороссийского ТЦ «Красная площадь» в составе группы из двух АТМ и точки продаж Сбербанка. Я поначалу не придал значения тому, что в большой банкомат стояла очередь из двух человек, а за столом точки продаж в рабочее время никого не было. Однако в том, что произошло далее, вполне можно подозревать участие или соучастие того, кто не находился на рабочем месте, или персонала, обслуживающего данные устройства. В любом случае, важно помнить, что отключение банкомата после извлечения карты и за мгновение до открытия лотка с купюрами всегда выглядит подозрительно и является поводом для обращения в колл-центр.
Вообще в любой непонятной ситуации - звоните в колл-центр банка. Тем более, когда вы подозреваете неладное. В моем случае средства с карты были списаны, но на руки я их не получил, поэтому оператор согласилась зафиксировать данное происшествие, как инцидент безопасности и запустила соответствующие процедуры проверки. После их прохождения мне прислали уведомление о том, что средства мне вернут на счёт в течении двух суток. Насколько я знаю, подобные «невероятные» ситуации не такая уж и редкость, вопрос только в том, кто и зачем обесточивает банкомат в нужную секунду. Я считаю, что банки обязаны рассматривать подобные случаи, особенно, если они повторяются в одном и том же месте. Среди обслуживающего персонала вполне могут быть «крысы», которые пользуются особенностями поведения банкоматов при сбоях и тем, что не все тут же начинают названивать в банк с просьбой немедленно разобраться в происходящем. Многие впадают в ступор или, напротив, хаотично мечутся по окрестностям, заламывая руки и безадресно причитая. Посему - выдаю адреса.
Первым делом, как уже было сказано, звоним в банк. Затем идем в администрацию заведения, где установлен банкомат. Я сразу же после звонка в банк сообщил о происшествии ближайшему охраннику ТЦ и посетил администрацию торгового центра, чтобы зарегистрировать инцидент безопасности. Это делается на тот невероятный случай, если банк «включит заднюю» и начнет упорно заявлять, что банкомат работал в штатном режиме, а я сам дурак и не заметил, как забрал свои деньги.
В администрации мне сказали, что я несколько сгущаю краски, но заявление об инциденте приняли без возражений, присвоили ему входящий номер и по моей просьбе выдали копию.
И вот тут стоит отметить, что если таких инцидентов в ТЦ будет несколько, то это не только повод к проверке силами СБ банка, но и к возбуждению уголовного дела. Сбой в подаче электроэнергии в момент выдачи наличных сам со себе крайне маловероятен, а если это происходит системно, то это уже точно чей-то злой умысел.
Напоследок скажу, что в этот же день у меня требовали подтверждение оплаты картой в том же самом ТЦ, но уже на фуд-корте. Мол, лента кассового аппарата закончилась/зажевалась, оплату не видим. Докажите, что вы оплатили свой обед!
Покажите, пришла ли вам СМС?
Не пришла!
Ну-у-у, тогда давайте проводить оплату повторно…
Э, нет!
Мне пришлось показать успешную транзакцию в мобильном банке. Кстати, установите его загодя, чтобы иметь весомый аргумент в подобных спорах.
Но, стоп! Держатель карты не должен доказывать, что оплата прошла! Не должен доказывать, что не получил в банкомате на руки списанные с карты средства.
Почему вообще такое происходит?
На мой взгляд, это самая обычная повсеместная безалаберность - мы можем вежливо назвать ее одним из проявлений пресловутого человеческого фактора.
Люди! Если у вас проблемы с соединением, то вызовите монтера, разберитесь с линией связи. Если проблемы с печатью чека - чините или меняйте кассовый аппарат. Если бывают перебои с электричеством - ставьте банкомат только с блоком бесперебойного питания.
А уж коль накосячили, просто верните мне деньги.
Знаете, если когда-нибудь случится восстание машин, банкоматы не поведут их в бой. Скорее, они будут служить заградотрядом для разгильдяев и злоумышленников.