Мнения
Фильм о том, что старо как мир. О любви и о долге.
У Учителя – сказка о двух золушках и одном принце. О любящем и понимающем отце-императоре, о заботящейся о судьбе России императрице-матери, которая в финале все-таки принимает выбор сына. Неважно, что поздно. Мария Федоровна, в итоге готова принести в жертву российский престол ради дамы сердца сына. Чувственный дуэт Михалины Ольшанской и Ларса Айдингера, много эротики в кино, но едва уловимой. Порхающее бабочки в животе - в каждой сцене встреч Ники и Матильды. Эротические флюиды исключительно тонки. Странно, но целомудренны, чисты, словно первые пуанты будущей примы. Никто в фильме не расшатывает кровать в прямом и переносном смыслах.
В одном из первых эпизодов будущий император нежно растёгивает воротник юной балерины. Рядом со мной в зале на первом в Сочи предпоказе сидят девушки-студентки не старше двадцати. На почти закрытый, шпионский, нигде не анонсируемый предпоказ нашумевшей картины пришло очень много молодежи до двадцати пяти лет. В первом эпизоде уединения пары и зарождающегося глубокого чувства, Ники на экране очень долго расстегивает пуговички на платье балерины в районе ключицы, пытается справиться с лентами воротника. Максимально наэлектролизированная сексуальная сцена.
Фото Станислава Павлова
Мои девушки соседки (удивляюсь их целомудренному гневу) комментируют – «Ой, нет, так сразу?! Ничего себе кино!» Через несколько секунд император украшает открытое им декольте Матильды Феликсовны ожерельем. «Фууух, облегченно вздыхают студентки в кресле кинозала. Отлегло». Забавный эпизод, но показательный. Очень точно и тонко, как демиург в любви, Алексей Учитель и его актеры рисуют чувственность. Сексуальный космос как предчувствие.
Фото Станислава Павлова
В кино у режиссера нет отрицательных персонажей. Герои добродетельные и порядочные до безобразия. Блестящий актерский состав, и все как один играют положительные роли: Сергей Гармаш (Александр lll), Ингеборга Дапкунайте (Мария Федоровна). Данила Козловский в роли влюбленного офицера – великомученика по сценарию. Шикарный, выпуклый, яркий персонаж у Евгения Миронова. Он распорядитель имперского балета и главный балетмейстер. Даже все соперники наследника престола в борьбе за сердце польки-танцовщицы нарочито покладисты и всегда уступают. Причем не Ники, они всецело повинуются воле Матильды Феликсовны.
http://timefornews.ru
Рискну даже назвать кино несколько приторным и слащавым от количества жертвенников и добродетелей для одной исторической ленты. Советник императорской семьи по безопасности (по сценарию - главный злодей) хранитель короны и противник порочной связи и тот беспричинно всех жалеет. Не вешает за покушение на жизнь наследника, не отсылает в Тмутаракань непокорную Малю, когда на кону будущее империи. Немного динамита и врыв парома не в счет.
Сложно назвать фильм новым шедевром российского кинематографа. Все время натыкаешься взглядом на то, что уже видел на больших и малых экранах. Слишком много ссылок на того же Михалкова. Не сегодняшнего "бесогона", а того, подлинного Никиту Сергеевича с его классическим "Сибирским Цирюльником". По надрыву и сценам многое в картине из телесериала "Адмирал".
Впрочем, костюмы, свет, балет и музыка - безусловные фавориты. Здесь сказочник Алексей Учитель безукоризненен. Костюмы и декорации если не выдающиеся, то органичные настолько, что нет необходимости в 3D. Ты все время внутри обволакивающего действа. Субъективно, не претендуя на профессиональную рецензию, моя «Матильда" очень зрелищная, технически выстроенная, мощная работа, но в жанре классической ... мелодрамы. Сказка с хэппи-эндом для одной из золушек. Поверьте, нет ни малейшего ощущения, что на экране череда фактов, а фильм основан на скрупулезно подобранных реальных событиях. Отнюдь. Учитель глубоко погружает зрителя в художественный вымысел, в свою историю, и только в финале, на Ходынском поле, зритель, очнувшись от вымысла вспоминает, что милый сердцу юной красавицы Мали Ники - это вам, милостивые государи и государыни, император Всея Руси - Николай Второй. Николашка Кровавый - последний российский император. Окончательно в историческую парадигму режиссер возвращает кинозал титрами во весь экран, где сухо торжествует историческая правда:«Николай ll с Александрой Федоровной прожили 24 года, родили 5 детей и были расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года».
Все.
А сколько грязи и фальсификаций?!
Про яд и помет Поклонской писать бессмысленно. В кино идти надо, и не для того, чтобы помочь собрать кассу. А для того, чтобы как я, увидеть самому и уже не огульно ужаснуться володинскому проекту, в народе именуемому «Матильда Поклонская».
Мы тихо наблюдали за истязательствами и прессованием режиссера, маранием его светлой фамилии в СМИ и социальных медиа. Мы тихо удивлялись публичным стояниям и количеству изрыгаемых проклятий оскорбленных неких верующих, и отказам в прокате сетевиков после писем с некоторыми рекомендациями от полулегальных православных сообществ. Мы рассержено читали про криминальный апофеоз торжества абсурда и низости - поджоги кинотеатров, автомобилей у офиса режиссера фанатиками, дикарями и радикалами. Напомню, что никто из них кино не видел. К слову, и защитники фильма оказались без линии, несостоятельными и непоследовательными, и кроме как поминать всюду Пастернака, «которого не читал, но осуждаю», никаких усилий не прилагали.
Я посмотрела и не имею права осуждать. Кино, достойное зрителей достойного режиссера. «Матильду» необходимо посмотреть, чтобы отдохнуть, отключиться и насладиться любовью. С которой Алексей Учитель и его съемочная группа работали над кинофильмом. А после очнуться, вспомнить все и припечатать себе на лоб - оскорбить чувства можно у нас в стране отныне и просто своим вольнодумием и вольномыслием. Попрана свобода. Только мы проспали. И ничего не сделали, чтобы защититься.
Канонизация Николая, игра в святого, не дающая права деятелю искусства сделать кино о любви?! Художественную, семейную ленту, мелодраму?! Может эти полтора часа – мейнстрим на один раз, но какой фильм сегодня живет дольше? Что из тысяч километров кинопленки нулевых и десятых мы пересматриваем снова и снова? Какие фильмы, кроме Балабановских «Брата» и «Брата-2»?
«Матильда» стала флагманов политических инсинуаций и глобальных подмен в искусстве. Не спектакль «Тангейзер», не даже Кирилл Серебренников, а Алексей Учитель и его красивая сказка о балерине и принце крови.
Фото Станислава Павлова
Мучил меня перед заходом в зал один вопрос, подгоняемый инстинктом самосохранения – будет ли колоть страх, что что-то неизвестное, ужасное произойдет, какой-то фанатик ворвется на показ с огненной шашкой. Беспокоил, скажу без лукавства. Да и сотрудники правопорядка в штатском и в форме создавали некую суету и напряжение. Проверяли содержимое сумок и рюкзаков, вглядывались в наши скорбные отчего-то лица. Разрядила атмосферу тетенька с плакатом. Пожилая женщина устроила в сетевом кинотеатре одиночный пикет, исполняя чью-то волю или гонимая своими собственными демонами. Выглядело стояние в Люксоре жалко, унизительно, глупо, а колики страха сменились уколами презрения.
Фото Станислава Павлова
Идите в кино в конце октября, смотрите и попробуйте ответить самому себе «А почему, собственно, проект власти и церкви «Матильда Поклонская» зашел так далеко?»
Я не смогла на него ответить.