Истории
Образование в мегаполисе есть. Сильно ли оно отличается от курортного? Ощутимо. Различен в большей степени подход, чем программа. Хотя, на мой взгляд, современная школа сомнительна везде, независимо от места проживания и способностей обучающегося.
Поэтому создателям ФГОС и чиновникам, одобряющим чудовищные учебники, автор статьи от души желает всю оставшуюся жизнь просыпаться с Анишит Йокоповной и делать фонетический разбор слова «компьютер». На этом вступление прошу считать оконченным и перехожу к разбору темы по звукам и буквам.
Количество и качество
Количество в принципе редко переходит в качество. Количество учеников в классе прямо пропорционально качеству обучения. Чем меньше – тем лучше. Про переполненные классы в школах Сочи не говорил только ленивый, так что не будем лишний раз о грустном. Безусловно, сочинское управление науки и образования не виновато, что количество жителей растёт настолько стремительно. И всё же, в Новосибирске класс считается переполненным, если в нём тридцать человек – для меня, как для мамы, это значимый довод в пользу учёбы в Сибири.
Ещё про количество: пять уроков в день с понедельника по среду и четыре урока – в четверг и пятницу. Три физкультуры. Зачем – загадка, но нам не мешает. Задают много. Но и объясняют хорошо, ребёнок справляется с домашним заданием сам. Полутора часов на домашнее задание, отведённых заботливыми чиновниками от образования, хватает за глаза. Вполне остаётся свободное время, которое можно посвятить интеллектуальному развитию (иногда) или блаженному «мам, я немного отдохну» (чаще).
Так да не так
Отучившись в своё время в самой элитной гимназии города, я решила, что такой каторги своему сыну не желаю. Чадо определили в хорошую добротную школу, из первой десятки негласного городского рейтинга. Услышав по какой программе мы учились в Сочи, педагогический состав дружно закрутил носом – большая разница в учебниках, в первые полгода будет трудно. В этом месте я обрадовалась несказанно: вдруг удастся избавится от обезьяньей науки под названием «фонетика». Чуда, к сожалению, не произошло, стандарт дотянул ручонки и до столицы Сибири. Деваться некуда и мы продолжаем хохотать, наблюдая, как с лёгкой руки авторов учебника, безобидное слово «сад», разобранное по звукам, превращается почему-то в «таз». Зато детей учат работать с текстом: отдельная рабочая тетрадь, в которой только отрывки из произведений и задания по ним.
В целом, задания более творческие, нестандартные. Требуется не только бОльший объём знаний, но и смекалка, умение быстро ориентироваться в больших массивах информации. С изучением русского языка, полагаю, сейчас сложно везде, а вот подход к точным наукам мне нравится. Впервые открыв рабочую тетрадь по математике, сын несколько растерялся и полез гуглить билеты в Сочи. Сейчас освоился и бодро решает уравнения с иксами, оперирует многозначными числами и разрядными таблицами. В Сочи математика была несоизмеримо легче.
Кубановедения, как несложно догадаться, нет. Жаль, потому как слово «хвирточка» в исполнении ребёнка произвело на меня неизгладимое впечатление. Я была бы не против ещё немного приобщиться к казачьей культуре. Тем паче, что казаков в нашей семьи не было в обозримом прошлом и не будет в обозримом будущем. Удивительно, но и «сибиреведения» почему-то тоже нет. Не знаю, соберутся ли местные власти ликвидировать этот досадный пробел в головах подрастающего поколения, но пока дети мирно изучают предмет под названием «окружающий мир». Контурные карты, при всей моей любви к ним, здесь скорее на пользу, чем во вред. Не надо рисовать закорючки, долженствующие изображать лосей или медный купорос (у меня так они вообще одинаково выходят, я не художник). Дети подписывают названия морей, океанов и других значимых географических объектов, учатся читать карту, пользоваться глобусом и компасом – вполне интеллигентно и прилично.
Активно внедряют дистанционное образование. В нашей школе пока идёт эксперимент: раз в неделю подопытные выполняют задания на сайте и отправляют учителю. Дети безмерно счастливы и мечтают делать домашку только так. Родители сомневаются. Не без оснований – с письмом проблемы у всех, а так они и вовсе разучатся пользоваться ручкой. Но, как альтернатива рутинным заданиям, весьма интересно.
К чести учителей, письму и чтению уделяют большое внимание. Каждый день по два листа прописей (со слезами на глазах) и обязательное чтение. Прочитанное – название, автора и краткое содержание – записывают в дневник читателя, который каждую неделю проверяет учитель.
Недетская мотивация
Плотность ВУЗов на квадратный метр площади в Новосибирске весьма велика. Сложно найти специальность, обучиться которой нельзя в нашем прекрасном городе. Конкурс в ВУЗы большой, поэтому к профориентации здесь подходят очень и очень серьёзно. Определяться с предпочтениями нужно как можно раньше. Некоторые ВУЗы открывают на своих площадках курсы для детей, в том и числе и для младших школьников. Особенно отмечу Новосибирский университет архитектуры, дизайна и искусств: в студию проектного творчества принимают детей от пяти лет и занимаются с ними ведущие преподаватели университета.
В городе учёных и академиков к детскому образованию вообще принято подходить серьёзно. Не всем это нужно, но тем, кто понимает ценность достойного образования, есть из чего выбрать. Специализированный учебно-научный центр при НГУ (физматшкола, если по-простому) знаменит далеко за пределами Новосибирска: среди учеников участники и медалисты международных олимпиад, выпускники работают по всему миру. Сын наших друзей, отучившись в Летней школе СУНЦ НГУ сказал родителям: «Я даже не представлял, какая бывает жизнь. Это же сколько лет я просто так потерял». Мальчику тринадцать лет, благополучная семья, не скучный ботаник, а вполне модный парень. Уровень общения педагогов с детьми, качество возможностей влияет на детей лучше любых родительских уговоров типа «надо учиться».
Вне уроков
Чтобы найти время ходить на все дополнительные занятия, надо бросить школу. Великое множество кружков и секций – от популярного сейчас программирования до изготовления театральной бутафории.
Импонирует не любительский уровень изучения предметов: в Сочи на робототехнике ребёнок конструировал из деталей лего, а в Нск пришлось начинать с изучения закона Ома. Собирают платы, паяют, проходят основы электротехники. Детали для будущего робота печатают на 3D-принтере.
Для развития эмоционального интеллекта в трёхстах метрах от дома отличная школа искусств. По неизвестной мне причине сын решил учиться играть на гитаре и занимается с удовольствием. И даже сольфеджио, вопреки ожиданиям, не занудно-муторный, а вполне интересный урок.
Успеваем ходить на музыку, робототехнику, дзюдо и в бассейн, со следующего полугодия добавим английский. Везде пешком, потому как всё в шаговой доступности. Ребёнок требует записать его на 3D-моделирование, но это уже выше моих сил, я и так его редко вижу дома.
Резюмируя
Честно говоря, увидеть сибирскую школу более советской, если можно так выразиться. Фундаментальной и традиционной. Но стандарт, не к ночи будет помянут, един по всей стране. Программа, особенно по русскому языку, оставляет желать лучшего даже в Сибири. Но тут уж ничего не попишешь.
В качестве финала предлагаю вспомнить диалог из фильма «Большая перемена».
- Знания у нас дают бесплатно.
- И много дают?
- Достаточно.
Всё. Благодарю за внимание.