Мнения
Эту статью я пишу ночью, как и большинство из материалов, написанных для ЧЗ, в годы работы в этой замечательной редакции – лучшей из всех на моей памяти. 10 ноября 2017 года любимой Черноморочке (так уменьшительно ласкательно называли её постоянные читатели) исполнилось 100 лет. Вековой юбилей старейшего в Сочи издания, ставшего для меня, как и для многих газетных журналистов курорта Alma mater в профессии, научившего думать, писать, анализировать, сформировавшего кодекс журналистской чести, понятие о недопустимости халтуры и передёргивания фактов не мог не вызвать отклика в сердцах и умах тех, кто там работал. С Днём рождения, Черноморка! Годы, проведённые с тобой – бесценны. Люди, с которыми свела меня судьба в твоих стенах и спустя 13 лет остались со мной – за эти годы мы проросли друг в друга. Дружим семьями, встречаемся за праздничным столом и на кухнях, вспоминаем общие редакционные хохмы и часами говорим о главном – о жизни, и о том огромном человеческом и профессиональном опыте, который получили в ЧЗ. А начиналось всё так…
http://vesti-sochi.tv
Зачем здравнице редактор?
Ещё не зная о существовании Черноморской здравницы, я умудрилась взять интервью у её главного редактора Сергея Белова. Летом 2004 года я в качестве журналиста была приглашена на конкурс красоты – Мисс Юга России, проходившего в отеле Валентин. В жюри сидел незнакомый мне тогда Сергей Константинович. Его жена – Эмма Алексеевна, с которой мы по чистой случайности оказались за одним столиком, окликнула его, попросив сказать для нашего издания несколько слов, упомянув: «Это мой муж, он – редактор Черноморской здравницы». Я тогда еще про себя удивилась: «зачем здравнице редактор? Здравница - это санаторий, а в санаториях обычно главврачи заведуют… Кто поймёт эти курортные нравы?» Так началось наше знакомство, длящееся 13 лет.
Об этом интервью я вспомнила, когда спустя год увидела объявление в Курортной неделе, лежавшей дома под телефоном: собралась звонить подруге, а вместо этого, прочитав объявление о наборе репортёров-стажёров в Черноморку, набрала номер редакции. Бессменный секретарь Белова Тамара Николаевна соединила с редактором:
- Слушаю, - резко отозвалась трубка.
- Я по объявлению… Хотела бы у вас поработать… - проблеяла я.
- ПОработать или РАБОТАТЬ? – чётко разграничив смыслы спросил редактор.
- Работать, - ответила я более уверенно.
- Подъезжайте на собеседование.
- А где вы находитесь?
- ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ГДЕ НАХОДИТСЯ РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ ЧЕРНОМОРСКАЯ ЗДРАВНИЦА?
В тот момент я подумала, что после этих слов в редакции ЧЗ мне не придётся работать никогда…
На фото: любимое многими здание редакции ЧЗ на Войкова,45
Убили лысого в подвале…
Эта фраза звучала на планёрках в Черноморке изо дня в день. Так проводивший летучку Сергей Константинович пытался вдолбить в наши чугунные головы то, как надо писать ЧПшки (Что Происходит – ежедневная рубрика коротких новостей на первой странице – прим. авт.).
- Каждая фраза должна начинаться так: «убили лысого в подвале пустым мешком по голове…» И обязательно говорящий заголовок, иначе читатель уснёт, не дочитав до точки.
Стажёры дружно кивали и отправлялись на обзвон. Интернета в те времена еще не было, и передирать информацию было не у кого – чтобы набрать фактуру звонили в приёмные всех городских управлений. Так собирались новости. Был еще один способ, любимый мною до сих пор – журналист по дороге на работу включал наблюдательность, примечая необычные события, потом уточнял информацию, и получалась оригинальная ЧПшка с фотографией. Иногда фактура была настолько интересной, что из новости мог получиться репортаж. Часто темы подкидывали сами читатели – письма, приходящие в редакцию сортировались и распределялись по журналистам. Также нормальному корреспонденту было положено иметь собственных информаторов в различных сферах. В доинтернетовские времена современное понятие рейтинга заменяло слово «эксклюзив» и чем больше в газете было эксклюзивных материалов, тем ценнее она была для читателя, поэтому нас выгоняли за фактурой в народ. До сих пор у меня в подсознании при знакомстве с новым человеком включается рефлекс: набрать фактуру. Зачем она мне сейчас? Не могу ответить. Привычка. Как-то несколько лет назад были с коллегой-тележурналисткой на концерте в Зимнем. Не по работе, просто отдыхали. С половины концерта я поймала себя на мысли о том, что запоминаю костюмы выступающих и ведущих, очерёдность номеров и реакцию публики.
- Ира, представляешь, я мысленно репортаж пишу…
- А я сюжет снимаю…
Вот и отдохнули.
Длина ёлок
- Напиши новостийку про новогодние ёлки, их только что доставили в Адлер из заповедника. Информацию возьмёшь у Тани Мартыш с адлерского радио, - дал задание редактор.
Набрав фактуры, записав данные, сдала текст на вёрстку. На следующий день, довольная, показываю свежий выпуск газеты моему коллеге по кабинету – журналисту-аграрию Николаю Лыкасову. Он внимательно читает, приподнимает очки, пожимает плечами и выдаёт:
- Вот, Катюнька, сколько вас редактор учит, всё без толку. Нескольких фраз без ошибок записать не можете…
Я возмущённо перечитываю заметку – все цифры на месте, ничего не потерялось.
- Длина ёлок столько-то метров. Что вам не нравится?
- Ёлки растут в высоту…
И петлицы на погонах
На примере этой фразы из статьи одной из журналисток Черноморки нам, стажёрам, редактор объяснял типичные ошибки новичков: всегда уточнять смысл незнакомых понятий и по сто раз перепроверять факты, даты, имена. Тем не менее, иногда проходили и ляпы. Так, в одном из репортажей я переименовала тогдашнего мэра города Виктора Колодяжного во Владимира. Понятия не имею, как это получилось. И даже корректоры просмотрели.
Вообще, процесс редактуры и корректуры текста проходил очень интересно. Без директивы главного редактора журналистские вирши на полосу попасть не могли. Бывает, принесешь в его кабинет проходной материал. Вроде, ничего особенного. Он вычеркнет пару фраз, несколько добавит на полях, напишет меткий заголовок – и текст заиграл. Вот что значит поворот темы!
Стрижи прилетели
Первая планёрка после отпуска. В голове ещё шумит отпускное настроение. Ответственный секретарь Ирина Тодоренко даёт задание:
- Катя, в Чемитоквадже прилетели стрижи, надо туда поехать, взять интервью.
- У КОГО?
- У стрижей.
- ?! – начинаю думать, что у кого-то из нас серьёзные проблемы. Представляю себе птичку, у которой мне надо взять интервью. На всякий случай уточняю – Стрижи – это кто?
- Российская пилотажная группа…
Стрижи оказались очень приветливыми, рассказали об отдыхе и восстановлении в стенах санатория, показали тренировочный аппарат – центрифугу, в которой они готовятся к полётам. Потом, смотря по телевизору их выступления, вспоминала интервью с такими простыми с виду настоящими героями.
http://cdn.fishki.net
Без воды и винегрета
Типичная ошибка новичков – стремление впихнуть в статью всю имеющуюся фактуру.
- Не делайте из текста винегрет! – предупреждал Сергей Константинович особо рьяных. – Учитесь отбирать только те факты, которые будут работать на смысл повествования. Остальное – в корзину!
В корзину утекала и «вода» - пространные отступления от темы, которыми иногда сдабривают статьи при отсутствии фактуры.
- Надо убрать два абзаца, - безапелляционно заявляет главный верстальщик ЧЗ Люда. С ней не поспоришь – на распечатке полосы предательски вылезает за поля длиннющий хвост. Текст придётся резать. Как любой автор борешься за каждую строчку. Если других верстальщиков можно уговорить поджать текст, немного уменьшить шрифт или место под фото, то Люда непреклонна. Вздыхаешь и начинаешь чёркать.
- Всё! Больше не могу. Иначе теряется смысл, - приношу конечный обкромсанный вариант.
- Надо учиться писать так, чтобы ни одну строчку нельзя было вычеркнуть, - любил повторять в таких случаях редактор.
Учимся до сих пор...
Нет материала – сам ложись на полосу
В ежедневке действовал такой порядок: первой версталась 4-я полоса с новостями спорта, культуры и проходными репортажами. На третью помещались полотна внештатных авторов – об истории, литературе, жизни курорта. Вторая – аналитическая, готовилась заранее. Последней накануне сдачи номера в печать завёрстывали первую полосу с горячими новостями с места событий. Затык как правило возникал со второй полосой.
- Нет материала – сам ложись на полосу, - повышал голос на провинившихся редактор. – Выкрутись, замени, но редакцию не подставляй. Не имеешь права. Умри, но материал выдай.
Эти слова я запомнила на всю жизнь – редакция как оркестр – один сфальшивил – всем отвечать. Никого не волнует, что тебя проволынил интервьюируемый, сломалась машина, отменилась встреча – умри, а материал сдай.
Или сам ложись на полосу.
http://efcate.com
13 лет спустя
Если бы мне 13 лет назад сказали, что с моими тогдашними коллегами мы будем дружить, несмотря на разделившие нас годы и километры (в 2007 году Николай Сергеевич уехал в Омск, но свой юбилей этой весной он справлял с нами в Сочи), а к Сергею Константиновичу сможем запросто напроситься на рюмку чая, я бы вряд ли поверила. Но это так: я и не подозревала, что редактор готовит великолепную селёдку под шубой по фирменному семейному рецепту, разбирается в сырах и удивляет гостей закуской под беленькую - блюдом с занимательным названием «потапцы». Он – хлебосольный радушный хозяин и неутомимый рассказчик. В его журналистских воспоминаниях раскрывается целая эпоха. Скажу честно – для меня Сергей Белов – журналист №1. Очень жаль, что эпоха таких профессионалов закончилась, и я радуюсь каждой возможности подольше с ним пообщаться. 25 ноября Сергей Константинович празднует День рождения. Я не знаю, прочтёт ли он эти строки, но всё равно хочу пожелать лучшему редактору здоровья и долгой интересной жизни. Мы Вас любим!