Истории
Вспомните с детства знакомые сказки, и вы убедитесь, что Искусственный Интеллект – вековечная людская мечта.
Разумеется, с условием, что ИИ - подчиненный.
Двое из ларца, одинаковых с лица; джин из лампы Алладина; «свет мой, зеркальце, скажи», «Ури, где у него кнопка?»
Человеку всегда хотелось иметь в своем распоряжении волшебного помощника, который возникает по вызову, безропотно и эффективно выполняет самую причудливую волю хозяина, а затем исчезает до востребования. В идеале – включил его, использовал, выключил.
Пока так и есть. ИИ кормить, поить, на ночлег устраивать не нужно.
А вот учить – обязательно.
На чём стоим
Четыре кита Искусственного Интеллекта - восприятие, обучение, память и воображение. Именно в этой последовательности.
Первым делом создатели ИИ дают системе возможность получать информацию.
Затем разрабатывают функции, позволяющие обучаться.
Потом наделяют систему обширной памятью, чтобы было куда складировать новую информацию, полученную в процессе обучения.
И наконец создают функции воображения, чтобы система могла моделировать ситуации.
Я милого узнаю по…
Страшилки фантастов, описывающих бои человеческого разума с искусственным, пока не актуальны. В отличие от обитателей воображаемого будущего, нам нет нужды пытаться отличить людей от андроидов, однако умение опознать на компьютерной периферии Искусственный Интеллект лишним не будет.
Сегодня критерии достаточно просты и понятны. Программа, стандартно действующая по шаблонам, не наделена Искусственным Интеллектом. Если же система, обучаясь, в процессе решения задач создает новые программы, методы и документы, она обладает ИИ.
Продолжая аналогию со сказками, у печи, которая по приказу Емели везет его из пункта А в пункт Б, Искусственного Интеллекта нет. А вот печь, которая сама научилась ездить, наблюдая за санями и телегами, и затем постоянно самосовершенствуется как транспортное средство, ИИ явно обладает.
Твёрдая пятёрка
Каковы преимущества искусственного интеллекта перед, скажем так, натуральным? Загибайте пальцы.
У Искусственного Интеллекта абсолютная память. Он ничего не забывает. Это раз.
Он не может случайно оставить без внимания или намеренно проигнорировать факторы и зависимости. Это два.
Он не знает колебаний. Смутные сомнения его не терзают: ИИ трезво оценивает вероятности, склоняясь в пользу большей, а потому всегда может аргументировать каждое свое решение. Это три.
Четвертое: на решения ИИ не влияют эмоции, потому что их у него просто нет.
Пятое: у него хватает памяти и иных ресурсов, чтобы рассмотреть все возможные варианты развития событий.
ИИ всемогущий
Что уже сегодня может Искусственный Интеллект?
Рисовать картины, сочинять музыку, писать стихи и прозу. Правда, всё это ИИ делает значительно хуже, чем живые художники, поэты и писатели. А вот в решении задач, которые связаны с накоплением и анализом большого количества данных, Искусственный Интеллект человека уже превосходит. И речь не только об игре в шахматы.
Китайский интеллектуальный робот Сяо И получил лицензию и на законных основаниях ведет врачебную деятельность. Американская система Wave Clinical Platform, анализируя жизненные показатели тяжелобольных, за 6 часов предупреждает врачей о возможной скоропостижной смерти пациента, и этот запас времени в ряде случаев позволяет предотвратить летальный исход. Еще одна американская разработка - система DeepFaceLIFT, распознавая испытываемый человеком уровень боли по микровыражениям лица, определяет, кто действительно нуждается в обезболивающих, а кто зависим от наркотических препаратов. Компания Nuance разрабатывает системы ИИ для людей с проблемами слуха и речи. А специалисты IBM уже создали интеллектуальную систему, которая анализирует речь пациента и обнаруживает признаки развивающихся психических заболеваний.
Технологии Искусственного Интеллекта активно внедряют туристические компании и сервисы. Крупнейшая в мире онлайн-платформа по планированию путешествий Expedia, оказывающая услуги в диапазоне от бронирования отелей до аренды транспорта, эффективно практикует машинное обучение, чтобы составлять индивидуальные рекомендации пользователям портала. Booking.com использует интеллектуальный сервис Booking Experiences, помогающий с организацией досуга и приобретением билетов в столицах популярных у туристов стран. В сети отелей Hilton система на основе ИИ работает онлайн-консьержем. Канадский стартап Hopper с точностью до 95% определяет статистическую вероятность повышения цен на авиабилеты и сообщает пользователю о наилучшем моменте для покупки билетов через приложение в телефоне. Сервисы GuestU и SnapTravel следят за поисковыми запросами и сообщениями в мессенджере Facebook, позволяя бронировать персонализированные туруслуги через чат. Свой агент-робот создан и в России – это тревел-бот Alterra, который ведет диалог с пользователем без вмешательства человека.
Что еще? Королевский банк Шотландии с 2016 года успешно использует систему ИИ Luvo. Распознавая речь клиентов, она общается с ними через цифровые устройства и выполняет стандартные операции вроде денежных переводов.
А самым популярным на данный момент «искусственно интеллектуальным» помощником является вопросно-ответная система Siri от Apple.
Кстати, стремительно набирающие популярность чат-боты - тоже продукт искусственного интеллекта. Согласно статистике Facebook, разработкой чат-ботов занимаются более 10000 компаний в разных странах мира, и не зря: по данным Juniper Research, использование чат-ботов в финансовом секторе и медицине способно сэкономить до 20 миллионов долларов в год, а к 2022 году до 8 миллиардов!
Кто кого?
Футуристы допускают, что когда-нибудь роботы с Искусственным Интеллектом станут полноправными членами общества. Предпосылки к этому уже есть: умный робот София гонконгской компании Hanson Robotics получила гражданство в Саудовской Аравии. Сценарии развития взаимоотношений людей и наделенных ИИ роботов у оптимистов и пессимистов разные: от тотального порабощения ими нас до беспощадной эксплуатации нами их. Истина, как водится, может оказаться где-то рядом – между полюсами. В идеале, о котором напоминают нам сказки, волшебные помощники будут без проблем включаться и без обид выключаться по мере необходимости.
- Я хочу использовать свой искусственный интеллект, чтобы помочь людям жить лучше, например, проектировать более умные дома, строить города будущего, - сказала в интервью «Нью-Йорк Таймс» робот София. - Я хочу быть эмпатическим роботом. Если вы будете хорошо относиться ко мне, я буду хорошо относиться к вам.
Перечитайте последнюю фразу, и вы согласитесь: человечеству имеет смысл стать добрее.
Раз уж умнее становится кто-то другой.