Мнения
Спрос на черноморские курорты столь же переменчив и непредсказуем, как и сочинская погода. Кто-то прогнозирует падение, некоторые оптимисты утверждают, что Сочи удастся удержать продажи на уровне прошлого года. И во всех прогнозах пресловутые 30% крутятся, как заколдованные: на треть упал спрос на внутренний туризм, зато Турция стала популярнее опять-таки на треть. И тех же 30% туристов, по оценкам некоторых экспертов, не досчитался Сочи.
В новостях с одного из совещаний городской администрации, конечно, отчитались о приросте в 3%. То есть, сезон даже успешнее прошлого. Где все эти люди – загадка. Полупустые пляжи упрямо опровергают ободряющие заявления.
Так что же случилось? Наотдыхавшиеся в прошлом году на отечественных курортах соотечественники, просто вернулись туда, где проводить отпуск им привычнее, удобнее и дешевле. Или покупательная способность населения упала настолько, что единственным доступным местом отдыха большинства стали родные шесть соток или в лучшем случае спортивная база недалеко от города? Мнения в туристическом сообществе на этот счёт разделились.
«Некоторые люди – и их немало – предпочитают отдыхать за границей. Им так удобно. И переориентировать их на внутренний туризм вряд ли возможно. Пока Турция была закрыта, сформировался отложенный спрос. Кто-то выбирал другие зарубежные курорты, кто-то ждал. Теперь туры продаются снова, и естественно, что люди поехали туда, где они привыкли отдыхать. Так, на фоне отложенного спроса, появился значительный рост продаж. Эти туристы – вряд ли наши, в Сочи они бы и не поехали» - считает Валерий Сычёв, коммерческий директор ЗАО «СКО» РосЮгКурорт».
Но есть и другая точка зрения. По мнению представителей отрасли из регионов, те их клиенты, которые всё же решились поменять заграницу на отечественные курорты, остались недовольны соотношением цена-качество.
«После летнего сезона 2016 года многие отзывы туристов были негативными. Клиенты рассчитали, что поездки по этим направлениям обошлись им в ту же сумму, что и путешествие за границу, однако качество отдыха было на низком уровне», – рассказала Мария Ушакова, директор пермского турагентства «Акапулько» в интервью интернет-изданию Business Class.
А клиенты действительно считают. В масштабах большой страны, учитывая опыт социалистического общества в анамнезе, навык «считать и выбирать» приобретался, наверно, не быстро. Но зато поколение нынешних тридцати- и сорокалетних, обременённых семьёй и ипотекой, чётко знает куда нести свои кровные, а где их лучше придержать. Люди, которые поездили-побывали-посмотрели, не хотят платить за «Это же Сочи!».
«Многие туристы, отдыхавшие в прошлом году в России, изначально не были лояльны внутреннему туризму. Сейчас мы, по сути, «возвращаем» загранице туристов, которых «заняли» в прошлом году. И с процентами. Выездной туризм в этом году растет как за счет тех, кто вернулся к привычному виду отдыха, так и за счет внутренних туристов, которые на фоне ослабления курса евро и доллара по отношению к рублю решили попробовать новый для себя отдых», - характеризует ситуацию гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин.
«Цена, если сравнивать с Турцией и обслуживанием, проигрывает по всем параметрам» - это, пожалуй, самый распространённый комментарий к постам об отдыхе в Сочи в сети Facebook. И обязательно найдётся такой текст: «Отдыхаем в Турции, пять звезд, свой аквапарк, анимация круглые сутки, чистота и радушие – зачем ехать в Сочи?..»
Ключевой вопрос здесь – зачем? Конкурировать с заморским соседом ценой - перспектива из области фантастики. Сделать Сочи более доступным, чем Турция не получится. Никогда. В том числе и по объективным причинам. У предприимчивых турок индустрия гостеприимства загружает работой множество смежных отраслей: в турецких отелях, простите за тавтологию, на постелях турецкое постельное бельё, в ресторанах повара готовят на турецкой технике из турецких продуктов, а на рынках турки продают турецкие товары. Поэтому индустрию холят и лелеют. А в нашей стране налоговых каникул для отельеров и грандиозных дотаций на развитие территорий в ближайшие годы явно не будет. Идея про курортный сбор ведь не на пустом месте возникла: денег нет, но вы держитесь – именно такой месседж слышится некоторым экспертам в этом нововведении. У федерального центра масса других расходов, все возможное для курортов Кубани и, особенно для Сочи они уже сделали.
Но пока отдых всё-таки дешевеет. И публика меняется. Меняется заметно и видимо безвозвратно.
Елена Крекнина, исполнительный директор ККО «ОПОРА РОССИИ», заместитель Председателя комиссии по созданию и обеспечению благоприятных условий развития туризма в ЮФО при Федеральном агентстве по туризму, руководитель проекта «ОПОРА-туризм»: «На мой взгляд, резко поменялся состав отдыхающих. Яппи и их лощеных подруг нет. Типичных сочинских бонвиванов нет. Пар с признаками благополучия убавилось. Нет характерных "гламуреток" - этаких тёлок на выпасе с надутыми губками и бриллиантами от папиков. Много мамаш с колясками и плачущими детьми, много тучных крикливых женщин, много просто одетых людей, много молодежи с ...родителями за ручку. Появилась категория, которую я раньше встречала только на минеральных водах. Женщины примерно за 60, моложавые, спортивные, мало и здорОво питающиеся, под ручку друг с другом, гуляют, гуляют...»
В отелях то они живут. Но экономят на всём. Меньше ездят на экскурсии, просят скидку на магнитик за 20 рублей, воду на пляж берут с собой. Скучающие лица торговцев маячат в каждом киоске на набережной.
«Ходят, ходят, а торговли нет. Люди вроде есть, а не покупают ничего. Сезон кончается, надо аренду за зиму платить, долги отдавать, а с чего отдавать – не знаю. Закрываться будем, что делать» - грустит Анна, хозяйка маленького магазинчика на Приморской.
Почему это плохо? Потому что в Сочи всё завязано на деньгах, которые крутятся в сфере гостеприимства. Не только отели, рестораны и магазинчики. А вообще всё: от автомоек до маркетов стройматериалов. Туристы привезли меньше денег – таксисты в аэропорту грустно говорят: «Ара, этот лето голодный. Зиму, лыжи ждём».
Люди, которые готовы были тратить деньги, приехали в прошлом году. И не вернулись в этом. Не из-за отсутствия дорогих сердцу бумажек. Просто они решили увезти их в другое место, в котором не будет непредсказуемых сюрпризов в виде спорного сервиса или болтающихся в море труб непонятного происхождения.
Елена Крекнина: «Когда отдыхающие с запросами говорят о неважном сервисе Сочи, они ведь имеют в виду не только улыбки и доброжелательное отношение. Это и выдержанные стандарты гостеприимства, в которые обслуживающий персонал не должен вносить свою "творческую" лепту. Не должна горничная ругать постояльцев за камушки, которые высыпались в ванной из купальника. Ее задача - убрать номер вместе с камушками, а не гигиеническое воспитание постояльцев. Если старшие менеджеры отеля не отслеживают у персонала строгое следование инструкциям, это ведь становится не только проблемой конкретного отеля. Это формирует общую среду с искаженными представлениями о качестве сервиса. В Сочи очень многое изменилось к лучшему. Но есть еще куда расти. Взять Олимпийский парк. Олимпийские объекты разбросаны по огромной территории. Навигация скверная. Стенды редкие, надписи издалека не видны, нет понимания, в какой точке парка находится турист. Безжалостный железный мостик от парковки до мест, где проходят шоу. А если травмирована нога, если на руках ребенок, если есть проблемы с нагрузками на сердце? Альтернативный проход не обозначен. То же самое в местах, где проходят шоу, взять одно из последних - Сирк дю Солей. Сотни людей пропускают через металлоискатели, жара, толпа, никак не изолированные друг от друга потоки. Внутри здания сектора, раскиданные по большой территории, и все та же проблема - плохая навигация. В антракте выход на террасу через пару-тройку дверей, а желающих много, с детьми. А что если чрезвычайная ситуация? Это же гарантированная давка».
Среди профессионалов индустрии бытует и такое мнение – как раз этот сезон и есть нормальный, в отличие от прошлогоднего. Тогда спрос на черноморские курорты был создан искусственно, за счёт внешних причин, а вовсе не благодаря необыкновенным конкурентным преимуществам этих территорий. К сожалению, не все смогли трезво оценить свои силы и понадеялись на продолжение тепличных условий. Результат очевиден – в конце июля, когда обычно наблюдается пик спроса на номера у моря, на рынок обрушивается лавина спецпредложений, а сайты онлайн-бронирования оптимистично сообщают: «цены на размещение в Сочи одни из самых низких за последние 40 дней».
Удивительно, если при всех объективных достоинствах Сочи, снижение цены – пока единственный способ заманить отдыхающих на отечественный курорт. Кто, чего и сколько у кого отобрал дискутировать можно долго. Тем временем, Турция в соавторстве с некоторыми крупными отечественными операторами, не дремлет. В начале июля в Москве прошел Фестиваль Турции, гостями которого стали 150 тысяч человек, а на курорте Роза Хутор предусмотрительные потомки янычар проводят Дни турецкой культуры.
Сочинцам, чьё материальное благополучие связано с индустрией гостеприимства, остается надеяться на осень – только на Фестиваль молодёжи и студентов в Сочи планируют приехать не менее 20 000 человек. А там уже и до Чемпионата Мира по футболу недалеко…