Истории
Первое сентября пришлось на самолет. Боинг-737 приводнился в русле Мзымты около трех ночи. Я работала, как и многие здесь сочинцы (спасатели, медики, журналисты), с четырех утра. Собирая информацию, пересмотрев и перечитав всю хронологию по секундам, отслушав экспертов и собственные источники, все причины возникновения чрезвычайной ситуации так или иначе возвращаются к действиям экипажа. Точнее к воле КВС. Командир принял решение сажать лайнер в шторм, он подверг сознательному риску 164 пассажиров и 8 членов экипажа. Он знал о превратившейся в огромную лужу взлетной-посадочной полосе в Сочи. Он был предупрежден о всех метеоусловиях заранее, мог оценить обстановку уже в зоне грозового фронта, но все-таки дважды заходил на посадку. И сел, протаранив ограждения и выкатившись к реке. В то же время турецкие пилоты не стали садиться, улетели обратно в Стамбул. Кто-то ушел на запасные аэродромы в Ростов и Краснодар.
Всем горожанам известно, что Сочи - очень непростой аэропорт, заход на посадку возможен только со стороны моря. Он считается очень сложным, как и все аэродромы, которые расположены на берегу моря, где морской климат со всеми своими погодными условиями. Плюс напротив горный массив, а встреча высоких гор с морем всегда порождает метеорологические катаклизмы. Садиться воздушным судам разрешено только с моря, и в эту ночь как раз с моря дул сильный попутный ветер, что значительно усложняет посадку. Аэродром в Сочи строго регламентирован по этим параметрам, если ветер дует больше определенной силы, то посадка не рекомендуется, потому что может не хватить посадочной полосы. Самолет может выкатиться за пределы ВВП. Это прописные профессиональные знания любого пилота гражданской авиации. И именно такая ситуация была в небе над Сочи, в ночь на первое сентября 2018. Почему же так самонадеянно повели себя те, кому мы безоговорочно доверяем, становясь пассажирами стальных птиц? Кому трепетно шепчем иногда в полете детскую рифму "пилотик, пилотик, посади самолетик..." Кому аплодируем, не жалея ладоней, благополучно приземлившись? Среди причин инцидента с московским рейсом Ютейра ошибка пилотов официально стоит первой в списке. Если их непрофессиональные действия подтвердит МАК, какое должно быть наказание - уголовное, или отстранение от полетов. Волчий билет?! Мы хотим все видеть и все знать о причинах и следствиях этого авиапроисшествия. Мы не хотим заговора молчания, как это происходит с расследованием крушения Ту-154 Министерства обороны, упавшего в море 25 декабря 2016 года.
Да, с другой стороны командир и экипаж Боинга-737 героически и профессионально повели себя в момент эвакуации. Это тоже факт. Но после своего трагического решения. До прибытия скорых и пожарных четко и слаженно под их командованием были эвакуированы с борта все пассажиры, среди которых были и девятимесячные младенцы. То есть, к прибытию наземных служб спасения людей в салоне уже не было, они находились на безопасном расстоянии. Мокрые, грязные, в шоке от случившегося, но целые и невредимые, а не внутри полыхающего Боинга, готового в любой момент взорваться. Первое сентября для них теперь второй день рождения. Они, после общения с психологами так и говорят, что спаслись чудом, благодаря профессиональной работе пилотов и стюардов, и отсутствия разрушительной и смертельно опасной для подобных ЧП панике. Вся операция с надувными трапами, запасными выходами и спасения почти двух сотен человек заняла не более десяти минут, по крайней мере, так рассказывают ее участники и свидетели.
Базэл Аэро и Ютейр - корпорация аэропортов и авиакомпания, называют случившееся нарочито нейтрально - инцидентом. Одним частникам, понятно, не нужен лишний шум, - все же живы, кроме их сотрудника аэропорта с тридцатилетним стажем, скончавшегося от сердечного приступа. Другим - северному авиаперевозчику, на счету которого есть и авиакатастрофы с жертвами и многочисленное количество похожих "инцидентов" - недалеко уже и до отзыва лицензии. А нам простым смертным, сочинцам и туристам, не летающим за штурвалом, сидящим в пассажирских креслах, нам, взлетающих и приземляющихся в сложном аэропорту Сочи, нам, свидетелями крушения ереванского лайнера, Ту-154 и "инцидента" с Боингом-737, кто-нибудь ответит: когда пилоты перестанут рисковать и экономить на наших жизнях. И кто понесет ответственность за случившееся ночью 1 сентября.