Главная » Мнения » От печати до радости

Мнения

От печати до радости

09.08.2018АвторДмитрий Михеев

-«Мне в газету», раскрывает свою цель на входе добродушный старичок в ярко-красной кепке «Сочи-2014» и с лестницы, похожей на скрипичный ключ, ему кивает в ответ пожилая супружеская пара. Дверь в редакцию «Черноморской здравницы» не закрывается ни на минуту. За роспись в журнале бабушкам возвращают деньги, вырученные за подписку на сестру «Черноморки» еженедельник «Сочинская курортная неделя», прекративший свое существование из-за недостаточной рентабельности.

Как только полоса черная добралась до газетной Ирина Тодоренко – и кассир, и главный редактор. С недавних пор журналисткий коллектив трудится не в полную силу, а день через день, и сегодня Ирина Тодоренко в офисе одна среди творческого беспорядка. Все силы небольшой редакции брошены на основную кормилицу - «Черноморскую здравницу», которая издается с 1917 года. Столетний юбилей «со слезами на глазах». Главред  надеется, что доходы от рекламы вырастут и финансовые трудности СМИ на этом закончатся. 

Индустрию печати по-прежнему лихорадит, как недолечившегося больного, заказчики из Красной Поляны все больше отдают предпочтения глянцу, а крупные предприятия покрывают свои издержки за счет экономии на рекламной продукции. Оставалась надежда на малый бизнес, но и тот пробует выстраивать свою маркетинговую стратегию самостоятельно, например, в инстаграмме, где, кажется, что фото-страницей не обзавелся только самый ленивый. Прибавить сюда конкуренцию со стороны интернет-медиа, пост-праздничные скидки, и получается, что рекламный пирог больше напоминает армянский лаваш из тонкого теста.

Под прессом финансовым вся пресса России. Без «Денег» остался «Коммерсант». Руководство издательского дома приняло решение закрыть бумажную версию популярного журнала. Печатать «Деньги» в «Коммерсанте» больше не будут. Бренд сохранится в интернете. По такому же сценарию журналистский мир распрощался с «Властью», а чуть раньше с «Итогами». По словам генерального директора ИД «Коммерсант» Владимира Желонкина доходы от рекламы в бумаге съедаются печатью самих журналов. То есть бизнес ноль в ноль. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), доля рекламы в журналах за первые девять месяцев 2016 года сократилась на 7%, а год назад на 32 %. Есть и хорошие новости: «Русский репортер» спустя год вернулся к своим читателям в бумажной версии. В Шереметьево я заплатил за него 250 рублей, журнал по цене книжки, но на мой взгляд контент «русрепа» того стоит. 

Если посмотреть на медиа - карту РБК, получается, что большинство главных печатных изданий либо дотируются государством, либо содержатся богатыми владельцами. Иначе газетам и журналам не выжить. Отрасль находилась в тяжелом состоянии еще до того, как грянул экономический кризис: сокращение печатаных киосков, растущие цены на бумагу, отсутствие налоговых преференций для издателей и «окаменелость» Почты России.Броский заголовок в начале нулевых из «МК» снова актуален - «СМИ, моя радость усни». Трудно представить англичанина без чашки кофе и свежей газеты, а россиянина – пожалуйста. Решая дилемму, на что потратиться — на хлеб или на газету, наш соотечественник, безусловно, выберет первое.

Бумажная модель «Денег» проиграла электронной спустя 23 года после выхода в свет первого номера. Это раньше телефонный модем натужно урчал и вышвыривал из интернета в часы пик, когда город говорил по обычным телефонам. Сейчас всемирная паутина все больше затягивает людей в свои сети. Достаточно посмотреть на зал ожидания аэропорта, каждый в телефоне, в своем электронном мире. Героиня фильма «Бердман» как-то заявила своему отцу: «Ты ненавидишь блогеров, смеёшься над твиттером, у тебя даже на Фэйсбуке странички нет. Ты из тех, кого вообще не существует». Сегодня интернет есть у более чем 3,5 млрд человек, и только вдумайтесь: ежесекундно это число увеличивается на 10 человек. И уже не все новости из Госдумы кажутся такими фантастическими: «депутаты приняли закон о переписи населения через интернет». И это не газетная утка.

Как выжить печатным СМИ в эпоху интернета? Секрета нет ни у кого.

Во Франции падение газетных тиражей сравнили с угрозой для демократии. По задумке французских политиков демократия не может нормально функционировать в условиях, когда пресса постоянно балансирует на краю экономической пропасти. Чтобы вовлечь молодежь в мир культурных ценностей, новостей, дискуссий, носителями которых являются газеты, власти объявили бесплатную подписку на одну из общенациональных газет для 18-летних французов и выделили на это 6 миллионов евро.

Руководители классических СМИ считают, что людям всегда нужны будут надежные источники информации, мол, привлекать читателей надо креативными заголовками и своей репутацией. С последним не поспоришь. Вопрос не в том, хотят ли читатели получать достоверную новостную информацию, а в том, на каком носителе удобнее ее получать людям. А еще – в состоянии ли наши масс-медиа придумать другую модель бизнеса, которая бы давала доход, необходимый для такого же освещения новостей и главных тем недели.

Несколько лет назад The New York Times раскрыл стратегию своего развитию в цифровом мире. Вот лишь несколько основополагающих моментов:

— Наша модель — предлагать контент и продукты, стоящие того, чтобы за них платить, несмотря на все бесплатные альтернативы;

— Наше главное стремление — вырастить новое поколение читателей, которые не представляют свой день без New York Times.

— В то время как большинство наших конкурентов гонятся за масштабом, наша уникальная бизнес-модель построена на прямом обращении к самым лояльным читателям с просьбой помочь нам содержать огромный новостной цех.

— Мы уходим от чистой модели вещания к развитию личных отношений с читателями, которые индивидуализировали бы взаимодействие с нашим контентом, в то же время, сохраняя нашу уникальную редакционную позицию по повестке дня.

Ну, и один из главных, на мой взгляд, «Сильнее всего отделять Times от конкурентов и дальше будет лучшая журналистика. Поэтому мы так яростно отстаиваем штат репортёров в нашей редакции - сегодня у нас их столько же, сколько было в 2000 году, когда газеты были на пике своей прибыльности — и даём им время, ресурсы и квалификацию, необходимые, чтобы находить и рассказывать самые важные в мире истории. В то же время наши редакции новостей и комментариев должны продолжать развиваться, и поэтому нашим приоритетом будет привлечение журналистов с новыми навыками в графике, видео, технологиях, дизайне, анализе данных, взаимодействии с аудиторией и многом другом».

В Сочи много печатных изданий,  во главе которых профессиональные топ-менеджеры и вовлеченные журналисты, есть и примеры успешных журналов-долгожителей: «Стиль Жизни», «Welcome», «Огни Большого Сочи». 

Ирина Тодоренко признается, что уход читателей в интернет за новостями и бесплатные газеты, которые доставляются в каждый дом, привели к уменьшению читательской аудитории. Ближайший конкурент «Черноморки» - муниципальная «Новости Сочи». Деньги в газету текут из бюджета и биться за каждого маленького клиента не надо. «Черноморка» старается идти в ногу со временем, продвигает газету он-лайн, но молодых подписчиков пока больше не становится. Ирина Тодоренко намерена писать письма чиновникам и просить материальную поддержку в обмен на информационную. Все издатели сейчас делают это.

Топ мнений