Истории
Несколько месяцев назад интернет-журнал SOCHI123 анонсировал начало интересного проекта. В августе 2018-го года, руководство сочинского учебного центра по подготовке сотрудников отделов специального назначения УФСИН России по Краснодарскому краю решило принять участие в военно-патриотическом воспитании юных сочинцев.
Такие решения, особенно – подкреплённые реальными действиями, всегда вызывают уважение. Но на своём личном опыте я хорошо знаю, что любая внешкольная воспитательная работа таит в себе массу сложностей. Ни разу не сомневаюсь, что командиру учебного центра полковнику Сергею Меньшову и его сотрудникам реализацию своих идей придётся вытягивать в основном на собственном энтузиазме.
И вот 16 ноября 2018 года в учебном центре на ул. Леселидзе прошло мероприятие, посвящённое Дню образования спецподразделений ФСИН, который в России отмечается с 1990 года. В этот раз формат событий мне показался уникальным абсолютно во всём.
Во-первых, не было высокопоставленных представителей власти, что всех присутствующих настраивало на особую, «домашнюю» волну. Во-вторых, в учебный центр приехали дети, сразу около сотни человек из двух средних школ и Сочинского филиала Всероссийского государственного университета юстиции. По большому счёту всё ради детей и замышлялось. А запланировано было многое.
После торжественного построения началось главное: показательные выступления бойцов спецподразделений из Санкт-Петербурга и Твери. Рукопашный бой сменился штурмом здания с «террористами». Потом было самое впечатляющее – несколько вариантов захвата высотного здания бойцами-альпинистами высшей квалификации.
Далее подросткам показали блокировку и молниеносный захват автомобиля с «террористами». В завершение детям разрешили залезть на настоящий БТР, покрутить в руках боевое оружие и сфотографироваться с бойцами, а потом ещё всех желающих накормили солдатской кашей. На всё про всё – почти час настоящего драйва. Как между собой оценили увиденное школьники и студенты, «это было круто».
Круто, несомненно. Но давайте на этом примере попробуем затронуть очень важные, касающиеся всех нас вещи. Всех, без исключения.
Спецназовцы отработали «показ» великолепно. Руководство центра и образовательные подведомственные учреждения продемонстрировали взаимодействие высокого уровня. Вопрос остаётся лишь в подростках: степени их восприятия и осознания увиденного, а также мотивации к дальнейшим действиям.
Понятно, что не всем детям нравятся такого рода мероприятия. Да, всем классом «свинтить» с уроков на любую «движуху» - это святое. Хоть в театр, хоть на общественную «массовку», хоть в гости к Спецназу. Все мы были школьниками, чего уж тут лицемерить. Так что организаторам таких экскурсий не стоит тешить себя надеждами о тотальной заинтересованности подростков деятельностью учебного центра и одномоментной отдачи от приложенных усилий. Это раз.
Современные подростки очень восприимчивы. Порой их принято изображать некими тупыми существами, непрерывно пялящимися в свои смартфоны. Это не совсем так. Вернее – совсем не так. И в наше время хватало ленивых и несмышлёных. Мы должны понимать, что подрастающее поколение ровно такое, каким мы его воспитываем. Если оно в чём-то не отвечает нашим надеждам, в том в первую очередь наша вина. Зареформировали образование, развратили общество, расхолодили процесс воспитания – так кто в этом виноват? Не дети же, верно? Это два.
Системного понимания о том, что же делать с молодёжью, в стране просто нет. Нет идеологического октябрятско-пионерского русла, нет национальной идеи. Да и желания что-то здесь делать не у всех сыщешь. Поэтому я и говорю со всей уверенностью, что сочинский Спецназ ФСИН взялся решать непростую задачку. Но решать её нужно. Это, без преувеличения, государственная задача особой важности. И мы все это прекрасно понимаем. Опять же, одного осознания проблемы и одобрительного кивания головой будет маловато. Нужна совместная работа не только органов исполнительной власти, подведомственных учреждений и силовых структур, но и всего нашего общества.
Простой пример из жизни: моя старшая дочь как-то вместе со своим школьным классом побывала в казармах мотострелкового корпуса, расквартированного на территории одного из дальневосточных субъектов РФ. Восьмилетний ребёнок вернулся домой с круглыми глазами и весь вечер взахлёб рассказывал про то, как с ними на равных общались «настоящие солдаты», как им показывали «настоящее оружие», как их кормили «настоящей солдатской едой» в «настоящей солдатской столовой». Был бы это мальчик, тему можно было бы легко форсировать в нужном направлении.
К чему всё это? Всё просто: военно-патриотическое воспитание – это наша общая задача. И главная роль здесь принадлежит семье. К сожалению, государство в этом направлении сейчас действует в основном на словах, причём на словах пресловутой «свердловской чиновницы», которая недавно заявила о том, что государство не должно заниматься молодёжью. К сожалению, в этом неосторожном для госслужащего высказывании есть и крупинка истины. Вопрос лишь в степени и специфике участия государства в воспитательном процессе. Государство, которое, напомню, уже почти 30 лет как является капиталистическим.
Многие родители всерьёз полагают, что кто-то должен заниматься воспитанием их детей. Привезли в 8 утра своё чадо в садик или в школу, а там – хоть трава не расти, воспитывайте. При этом любое воздействие на своего ребёнка такими родителями воспринимается в штыки. А что из наших школ воспитание изъято как таковое и его остатки гарантированно уйдут вместе с последним поколением советских педагогов, этого мы усердно стараемся не замечать.
Малоизвестный в России швейцарский педагог И. Песталоцци ещё в начале 19 века утверждал, что «воспитание и только воспитание - цель школы». Всем известный нам К. Маркс спустя полвека добавлял, что «воспитатель сам должен быть воспитан». Ещё через полсотни лет легендарный Антон Макаренко успешно внедрил в отечественное воспитание свои гуманистические методики и подвёл черту:«меньше теории, больше практики!» Советская педагогика в целом базировалась именно на этих принципах, о чём сегодня нам остаётся только вспоминать.
Ну, хорошо. Пускай убрали из школ НВП и прочие проявления «советского милитаризма». Пусть образовавшийся пробел хотя бы отчасти заполняют мероприятия с участием силовых структур. Но если эти усилия заронили в ребёнка хоть какой-то интерес, кто должен из искры раздуть пламя? Как мне кажется, это задача родителей. Кто как ни отец поведёт своего сына в секцию рукопашного боя или спортивной стрельбы? Кто 9 мая должен приводить детей на наш завокзальный Мемориал? Кто должен рассказывать им про дедов и прадедов? Неужто классный руководитель?
Великий советский педагог Василий Сухомлинский утверждал, что в школе не учат жизни. А где учат? Правильно, в семье. Быть настоящим отцом, талантливым родителем, развивать любознательность и вдумчиво учить жить – это и есть воспитание. И доступно оно только в семье. А школа – лишь дополнение. Но оно должно быть безукоризненным!
Мы, слава богу, всё ещё живём в обществе, где чтут традиции и думают о будущем. И будет лучше для всех нас, если мы сами воспитаем своих детей. В противном случае, как мы знаем из древней поговорки, их воспитают наши враги. Желающих достаточно и они это умеют делать. Участие в шествии «Бессмертного полка» один раз в год – это хорошо, но совершенно недостаточно. Воспитание – это системная и непрерывная работа, иного не дано. Нет ничего более жалкого и противоестественного, чем отлынивающие от своих обязанностей родители.
Так причём тут спецназ ФСИН, спросите вы?
На мой взгляд, благодаря учебному центру, сочинские школьники и студенты могут вживую увидеть то, что обычно показывают только по телевизору. Мужественный, умелый и сильный воин – а иных в спецназе не держат - это лучше любой распиаренной мерзости, льющейся на наших детей со всех сторон.
Возможно, для кого-то из ребят это станет стимулом для размышления над собственными поступками или поступления в военное училище. А девочки вживую увидят, каким должен быть настоящий, хотя нет - нормальный мужчина. В любом случае, демонстрация возможностей российского спецназа – это куда интереснее пошлого гламура и бессмысленных телефонных чатов.
По крайней мере, для кого-то.