Мнения
«Любите ли вы котов так, как люблю их я» - перефразировав фразу героини Татьяны Дорониной из знаменитого советского фильма, собиралась в минувшие выходные на выставку Васи Ложкина. Его любовь к котам подкупала. Будучи незнакомой ранее с его творчеством ожидала увидеть котолица различных мастей и пород. Оказалось иначе: Вася любит только рыжих котов, точнее – увековечивает только их, наделяя человеческой улыбкой, больше похожей на оскал. На полотнах Ложкина рыжие коты соседствуют с пропитыми мужиками зэковской наружности и бабкой из ужастика, присутствует также пузырь с водкой. Вообще, если исходить из тематики картин, создаётся ощущение, что сам автор очень неравнодушен к зеленому змию – взять хотя бы календарь месяцев-возлияний.
С другой стороны, как художник-карикатурист, Вася Ложкин может быть просто обличителем российской действительности – отсюда и пристрастия его персонажей. Первая ассоциация, возникшая на выставке – картинки из сатирического журнала «Крокодил» 90-х годов. Во всяком случае, тематика и подача очень схожи. Кто-то в восторге от Васи, считает его работы произведением искусства, у кого-то авторский талант вызывает большие сомнения. На эту тему даже возникла не одна дискуссия в Фейсбуке. Приведу запомнившиеся цитаты: «есть понятие "современное искусство", под него можно списать всё, особенно если "пипл хавает" причмокивая от наслаждения». Решила поинтересоваться во всемирной сети, чем интересен феномен Ложкина. Нашла такую информацию: художник (Вася Ложкин – псевдоним, настоящее имя – Алексей Куделин) закончил юрфак, но по специальности не работал. Мир знает многих известных людей, «променявших» прагматические профессии на богемную жизнь. Вася – не исключение. Но тяга к околозаконной тематике осталась… Выражает себя Вася радикально – по информации Википедии Октябрьский райсуд Новосибирска в прошлом году официально признал одну из картин автора экстремистской. Поклонники художника считают его не экстреимстом, а карикатуристом. Из сети: «карикатура считается одним из самых сложных жанров в изобразительном искусстве. В нём особенно важно найти свой стиль, узнаваемый на "раз" почерк. Это не просто весёлые картинки. Это злободневность, актуальность, юмор, сарказм, ирония. Мысль, точка зрения, жизненная позиция, остановленная в рисунке и донесенная до зрителя в самой простой и понятной форме. Разве это не искусство? Хороших карикатуристов гораздо меньше, чем хороших пейзажистов, портретистов и т.д», «Китч, но позитивный, мне понравилось! Однозначно искусство…»
Вася Ложкин на своём сайте так описывает личные картины и сюжеты: «В творчестве не люблю обобщений, поэтому на моих картинах все конкретно — если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда. Как художника (в большом смысле слова, конечно, ибо рисовать я не умею) меня мало интересует окружающая действительность. Я изображаю сказочный придуманный мир. Порой это мир психозов и всевозможных пограничных состояний, порой бывает страшновато».
Привлекло высказывание из ФБ, с интересной аналогией:«У меня прямо дежавю от наблюдения за автором. Именно так же на публике ведет себя солист группы ЛЕНИНГРАД. Это новая мода, да?? Лубок про жизнь, иногда матом, взрослый мужик в носках и сандалиях??? И грубовато..... Оно, конечно, цепляет. Но как-то слишком. Самое главное, мужики-то умные ужасно оба... Почему они решили, что такой эпатаж принесет им больше всего денег??», «Они действительно умные и всё правильно просчитали - снайперски точный выбор имиджа. В стране с тюремно-зэковской культурой и торжеством шариковых, другой сценический образ "не прокатит, и бабло не срубить".... Эволюция не дремлет... возможно, что через несколько поколений у нас появятся другие герои... Ну если систему образования окончательно не угробят, и молодёжь будет способна отличать Стаса Михайлова от Сергея Прокофьева». Под последним комментарием могу подписаться. Раз уж сам автор называет свои сюжеты психиатрическими терминами, а людей это всерьёз восхищает – повод задуматься. Не над автором…
И далее: «Сам факт, что такой имидж вызывает у нас интерес, свидетельствует о генетических повреждениях системы ценностей... Плохо себе представляю, чтобы такой феномен был бы так востребован обществом среднего класса, например в Англии... Там бы на порог не пустили...», «Чего так все увлеклись этим "современным "искусством"? Если бы у художника был реальный интересный и значимый заказ, он бы творил искусство, а не красил унитаз для выставки.... Хотя, параллельно существуют и высокооплачиваемые художники, красящие унитазы....», «Относиться к "котикам", как к искусству это слишком громко сказано. Это скорее всего акционизм, такой жестокий и беспощадный. Творчество площадей, момента».
Кстати, сам Ложкин себя художником не считает, на эту тему у него есть недвусмысленная картина.
Что же до мнения публики, то оно должно быть разным – каждый воспринимает увиденное исходя из своей системы ценностей, вкуса, понятия эстетики и авторских целей. Для меня картины Васи Ложкина как песни Трофимова про «шашлычок под коньячок» - на любителя… Есть остроумные сюжеты, но слишком уж зло всё получается. Автор не оставляет зрителю надежды на перемены к лучшему, а ведь во все времена искусство поднимало острые социальные вопросы чтобы помочь обществу с ними справиться. А здесь получается Безнадёга.ру.
P.S. Тем, кто ещё не был в "Форте" на Ложкине, советую поторопиться. До 18 сентября осталось совсем немного. Кстати - цифра 18 символична для автора. 18 августа знаменитый котохудожник празднует день рождения. Успейте поздравить первыми, Ложкин в регионах - редкий кот...