Главная » Мнения » «Дрыгоножество» оскорбленных

Мнения

«Дрыгоножество» оскорбленных

21.08.2017АвторЛариса Гульцева

В октябре в прокат выйдет фильм, о котором уже на этапе съемок и пост-продакшна не знал только совсем уж ленивый или безинтернетный. Не удивлюсь, если «Матильда» Алексея Учителя, рассказ о романе Николая II и балерины Матильды Кшесинской, уже за первую неделю отобьет бюджет: со времен «Кода Да Вичи» все, на что ополчаются связанные с религией, вызывает у прочих смертных небывалый интерес. Сейчас съемочная группа вымотана нападками и борьбой за фильм, но дивиденды, как мне кажется, их ждут немалые. Запретный (ну или без пяти минут запретный) плод, как известно, весьма приятен на вкус.

Все, кто прочли хотя бы одно письмо Ники к Аликс, прекрасно знают: последний самодержец земли российской трогательно, беззаветно, практически с детства и до самого конца жизни любил только жену. Он, расстрелянный большевиками царь, ныне причисленный к лику святых, ее, благородную немку, тоже ныне святую. Непогрешимость сего святого семейства, по мнению многих, должна быть нерушима и безгранична. Но тут один наглый режиссер вдруг решил напомнить: Николенька, мудро взирающий с чересчур ярких икон, торжественно покоящихся на аналоях, святым-то был далеко не всегда.

кадр из трейлера фильма "Матильда"

источник screen-ad.ru

Тут же реакция – почти балетным гран па. Ай-яй-яй! – дружно захлебываются криком оскорбленные. Но не на всеобщую нашу историю и слабость человеческую ропщет народ русскай, а на отечественное кинопроизводство. У нас в стране вообще, куда ни глянь, во всем виноваты мультфильмы и искусства, важнейшим из которых, как еще убежденный безбожник и известный атеист Владимир Ильич заметил, является кино.

С кино, а до него – с литературой, у руководства страны всегда были сложные отношения. Екатерина запрещала сатирический журнал «Трутень» (за выпады против ее основного, скажем так, электората – помещиков) и радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» (суд признал книгу «разрушающей покой общественный, умаляющей должное ко властям уважение, стремящейся к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»). Николай I был личным цензором временами мятежного Пушкина. Вспоминать про цензуру в Союзе – уже просто дурной тон. «Лолита» Набокова, «Раковый корпус» Солженицына, «Мы» Замятина, булгаковские «Мастер и Маргарита»…

Вообще, так массово пенять не на рожу, а на зеркало – исключительно наша, имперская, особенность, чисто российский менталитет. Но как бы там ни было, кино, театр и литература – лишь отражение действительности. Действительность в сознании нашего народа зачастую блаженно чиста и непогрешима. Вот подлое отражение – всегда врет.

Есть еще одна поразительная способность нашего народа – кучковаться бездумным стадом – никак, послушной кому-то паствою? – против чего бы то ни было. Никогда особо не разбираясь. Сейчас почти забытое советское «Не читал, но осуждаю», так или иначе, возникает чуть ли не каждые пару месяцев. Вот и с «Матильдой» Учителя то же – осуждают не глядя.

Говорят, эту неконтролируемую панику среди неравнодушных вызвали несколько коротких двухминутных трейлеров фильма. Мощный активистский кордебалет успел оскорбиться демонстрацией постельных сцен будущего царя со знаменитой  балериной, его мимолетной возлюбленной и рассмотреть, что «Россия представлена в фильме страной виселиц, пьянства и блуда». Не понравилось и то, что сам Николай показан «жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Активисты общества «Царский крест» бросились наперебой утверждать: ничего непристойного в отношениях тогда еще цесаревича и юной танцовщицы Мариинки, в то время еще не примы, не было, любовь была невинной, платонической (уверенно так, будто лично свечку держали). Другие неравнодушные вторили: Учитель нагло врет, и просили похабную картину запретить.

«Матильду» отсмотрела специальная комиссия (не хохотала ли еще 10-15 лет назад вся страна над рассказами Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова, Георгия Данелии, Татьяны Лиозновой об уморительных заключениях по их фильмам. Если кто забыл, цензурная комиссия едва не запретила к показу «17 мгновений весны», мотивируя это тем, что картина не отражает подвиг советского народа на войне).  Нынешние «специалисты» хлестким батман тандю вынесли просто смешное по своему содержанию заключение. Например, внешность актрисы, играющей Кшесинскую, кого-то там не устроила.

источник derbent.tv

Что нам известно о Николае и Матильде? С помощью прекрасной Кшесинской царственный отец, Александр III, пытался отвлечь упрямого сына-«увальня» от мыслей об Алисе Гессен-Дармштадской, в которую он чуть ли не в двенадцатилетнюю влюбился и о свадьбе с которой прожужжал императору все уши. Брак с немкой, к тому же троюродной сестрой, был тогда не особо выгоден, его родители протестовали, но отчаянно протестовал и сынок. Следуя советам того еще обольстителя Александра Сергеевича, который «наше все» (данным, ясное дело, не лично, а в «Евгении Онегине»), коронованный Александр отправил отпрыска прямиком… в ложу. Цесаревича познакомили с только что сдавшей выпускные экзамены прекрасной Матильдой, которая, как говорят, первой из российских балерин научилась крутить фуэте (по крайней мере, 32 подряд – точно до нее не выполнял никто). Начался милый роман, какие бывают у красивых и перспективных двадцатилетних молодых людей, но короткий, ибо от мыслей об обожаемой Аликс пылкого молодого Романова не избавил. Связь миниатюрной балерины с двумя другими великими князьями – Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем – куда более пикантная подробность из жизни царской семьи. Но сними Учитель фильм о них – оскорбленных точно не было бы.

Матильда Кшесинская

источник kulturologia.ru

Вокруг романа Ники и Матильды, которая по оценкам современников была ничуть не менее «блистательна, полувоздушна», чем воспетая тем же Пушкиным Истомина, всегда было множество слухов. Говорили, что петербургский особняк в стиле модерн с видом на Неву ей именно он подарил. Саркастичные питерцы твердили: «Натанцевала». Маяковский писал, что дом достался «за дрыгоножество», другие уже тогда усмехались: за совсем иные таланты. На последней версии, судя по всему, и основан сценарий фильма. И уже хотя бы как версия имеет право на жизнь.

Но не тут-то было! Поруганный образ непогрешимого царя-батюшки, всенародного вседержителя – вот он, краеугольный камень этой истории, ее двигатель, эдакий па шассё. Негоже самодержца, да еще и канонизированного, в дурном свете выставлять!

Чего больше в причинах скандала вокруг нового фильма Учителя – религии или политики – не понятно. Но политика, как и слухи, Кшесинскую упрямо преследуют, ходят по пятам легким изящным плие. То самое, скандальное буржуазное здание в стиле модерн сразу после революции очень уж приглянулось вождю мирового пролетариата. Ленин работал там, толкал пламенные речи с маленького аккуратненького балкончика. С 1991 года в этом особняке на Петроградке – музей политической истории России. Кабинет вождя, агитплакаты, листовки и бюллетени. Только пара комнат – одна экспозиция – посвящены первой, после революции бежавшей с сыном за границу, владелице. Ни дать, ни взять – фуэте судьбы.

Еще одно судьбы забавное вращение – в этом году питерскую академию Вагановой закончила праправнучка Кшесинской, Элеонора Севенард. С сентября она – вроде бы – выйдет на сцену Большого театра. Пожалуй, эта девушка, старательная, техничная, весьма недурственно выполняющая покорившиеся прапрабабке вращения, – единственная, кто однозначно выигрывает от всей этой заварушки. Каждой бы юной дебютантке главного театра страны такую мощную рекламу!

От себя, уже очень субъективно, могу сказать точно: каким бы ни показал нам Алексей Учитель Николая, мое личное отношение к последнему царю он вряд ли сможет изменить. Для меня расстрелянный в екатеринбургском доме Ипатьева останется все тем же восхищенным Ники, писавшим трогательные, полные любви и трепетного обожания письма своей несравненной, драгоценной Аликс.

Такая вот патетичная кода.

 

 источник twimg.com

Топ мнений