Мнения
Он призывал не бояться быть глупым, смешным, нелепым. Наталья Ильинова о покинувшем нас великом актере и режиссере Олеге Табакове.
- Человек так устроен, что в нем масса интересного чаще всего остается за кругом нашего внимания. Мы идем по первому слою, - говорил Олег Павлович.
Не покидает ощущение, что он еще долго будет говорить с нами. Через фильмы, интервью, фотографии. И будет преследовать его нереальной пронзительности взгляд: поверх голов, но вглубь того, кто напротив. Очень мало героев ушедшей эпохи заставляли меня говорить о них. К уходу великих, значимых актеров, «Эверестов» в искусстве - как ни цинично звучит, а привыкаешь. Смотришь в очередном выпуске новостей: «поздравили с 80-летием…» - и мысленно вздыхаешь: возраст начала прощания наступил.
С Табаковым все складывалось не так. Уже давно преклонных годов, он все не переходил в плеяду деятелей, любой текст которых начинается с посыла: «вот в наше время!». Будучи культовым руководителем столичного театра, не забронзовел при жизни, а главное - жил, кипел, производил в окружении куда более молодых и амбициозных, оставаясь при этом наравне с ними.
По поводу ухода из жизни выдающегося маэстро в эти дни не высказался только ленивый. Такого всплеска внимания в прессе к отдельно взятому актеру не было давно. Что важно: это не смакование печальных причин ухода, или грязный, подстрекательский дележ имущества между наследниками, а то и вовсе – вытряхивание из шкафов всех скелетов. На сей раз — нет. Отечественные СМИ стройным многоголосьем затянули не заказанную, светлую, полную печали прощальную песнь. Даже непривычно.
http://www.pravmir.ru/oleg-tabakov
Это любовь - искренняя и ответная. От народа, который такой разношерстный, в такой разномастной стране так неумело и неприкрыто проявляет себя, что многим страшно становится. От тех типажей, характеров, которые внимательно выцепил и без прикрас воплотил мастер. Чем и запомнится.
У него не так много главных ролей, тем более - положительных героев, которых запоминает и ценит публика, в которых влюбляются школьницы, пряча вырванные из журналов снимки в дневниках или наоборот, скотчем клея к стене над рабочим уголком. Он не удался красавцем, и я не припомню, чтобы в моей школьной юности, когда открытки с популярными актерами еще продавались в киосках «Союзпечати», кто-то числился в его поклонницах, и скупал его фото.
Но - его все знали. Все смеялись навзрыд над застенчивым воришкой Альхеном из «12 стульев», сочувствовали Олегу Савину из фильма «Шумный день». Фильм даже в моем детстве был уже с приставкой «ретро», потому напомню: там герой Табакова шашкой погибшего отца рубит в щепки нажитую непосильным трудом чешскую мебель матери.
И его идеализму тогда сопереживали, а не отчаянию непонятой матери. Протест против мещанства, цены (а это – не всегда деньги, еще и изворотливость, и лизоблюдство порой, и даже предательство) уплаченной за то, что все равно станет хламом. И протест так силен, хотя и по-юношески гипертрофирован, что нельзя не согласиться с героем–максималистом.
А потом мы сжимали кулаки от «этой сволочи» Шелленберга. Надо же, какой проницательный, гад! И ведь умен, «немчура» поганая. А интеллигентности не отнимешь.
Как совершенно при этом была воплощена им та самая «мещанская мораль» в костюмных ролях: «Красавец-мужчина», «Вакансия», «Лев Гурыч Синичкин», «Ах, водевиль, водевиль!» Людовик XIV в «Д'Артаньян и три мушкетера».
Апофеоз этого созвездия – Обломов из одноименной ленты, которому рукоплескала публика множества искушенных заграничных кинофестивалей.
Отдельной строкой в творчестве Олега Павловича любой отечественный зритель выделит роль Кота Матроскина. Шесть лет ( с 1978 по 1984 год) он озвучивал одного из самых заметных мультгероев советской эпохи. Без тени сомнения можно утверждать, что культовой фигуру полосатого из Простоквашино сделали именно голос и актерский талант Олега Табакова.
В чем секрет органичности всех, не бросающихся в глаза, но врезающихся в память, ролей, сыгранных выдающимся актером? Мне кажется, в том, что его лицедейство – без лицемерия, к тому же и без гротеска или осуждения. Он принимал своих героев с их недостатками и не стеснялся их, как воришка у Ильфа и Петрова. Он не боялся играть заведомо неприятных личностей, а приятные не были приторными от собственной положительности. Главный принцип искусства: «просто, еще проще!» он переводил не в лубочную простоту, а в любовь к своим героям: непримечательным, иногда гадким, порой неумным или просто, заблудившимся по жизни.
Удивительную историю припомнили «Туапсинские вести». Коллега Светлана Савина рассказала, как в золотую пору дружбы двух Олегов – директора Туапсинского торгового порта Олега Антонова и основателя «Табакерки» и худрука МХТ имени Чехова Олега Табакова, последний был частым гостем на нашем берегу. Любил приезжать на Черное море в начале июня вместе со всей труппой, как сам говорил - «на черешню». В один из приездов стеснительная, но талантливая девушка, работавшая в новомихайловском отеле в службе размещения, передала Олегу Павловичу рукопись сценария. На следующий день город содрогнулся от судорожных поисков. По иронии судьбы начинающая сценаристка оказалась полной тезкой журналистки и ту замучили звонками. Табаков впечатлился текстом, вознамерился ставить пьесу и требовал автора! История закончилась очень красиво: Светлана Савина, которую в течение суток все же разыскали, переехала в Москву, написала еще не одну талантливую пьесу и до сих пор работает в театре Табакова редактором литчасти.
Тогда, в конце 1990-х - начале 2000-х, столичные гости не просто приезжали на черноморские прибои. Молодая «Табакерка» Олега Павловича давала здесь спектакли. Бесплатно, разумеется. Но вся субтропическая часть черноморского побережья ломилась на эти постановки по пригласительным. Уже тогда туапсинцы имели представление об игре неведомых для большинства жителей страны Владимире Машкове, Евгении Миронове, Сергее Безрукове и Евдокии Германовой.
Угадываете, к чему эти имена? Добавим Поренченкова с Хабенским, - они также называют Табакова своим учителем - и получим плеяду звезд, пришедшую на смену актерам уходящей эпохи. И всех их взрастил один-единственный Табаков.
В прессе уже пишут: сколотить могущественную плодотворно работающую (читай - умеющую приносить прибыль) империю ему оказалось по плечу, а вот, наследство передать по сути некому. Возможно, нам предстоит наблюдать за грандиозной схваткой по дележу имущества. Что ж, так бывало не раз. Потому, вероятно, маэстро и не оставил преемника, что передавать такое дело было некому. Хорошие, талантливые есть. Равных, видимо, нет.
У каждого поколения – свои кумиры. Мы останемся с теми, каких заслуживаем. Это не плохо и не хорошо. Это – данность эпохи. Поклонники Комиссаржевской из начала прошлого века не поймут наших страстей по, скажем, Леониду Филатову. А я, сколько ни старалась, так и не смогла понять, чем покорял взыскательную публику тенор Козловский.
Если когда-нибудь в наших школах введут (как предлагали еще пять лет назад) «киноведение», уверена, что среди прочих, обязательными для просмотра будут «Мэри Поппинс, до свиданья!» и «Человек с бульвара Капуцинов». Посмотреть на это достаточно, чтобы привить хороший вкус.
Надеюсь, благодаря оставленному Табаковым наследию, мы не утратим его.