Лента
В Сочи дети с расстройством аутичного спектра (РАС) учатся в общеобразовательных классах – проект «Включаемся в класс» реализуется уже четвертый год АНО «Центр инклюзивного развития «Включи». В ноябре 2018 года проект был поддержан Фондом президентских грантов.
- До начала работы нашей организации в Сочи не было примеров, когда дети с РАС обучались бы в общеобразовательных школах, - рассказывает Надежда Назарова, президент АНО «ЦИР «Включи». - Чаще всего, дети учились дома, или в коррекционной школе-интернате для детей с умственной отсталостью. По сути – передо мной был выбор: или сын учится дома, или пробивать стены и строить систему инклюзивного обарзования в Сочи с ноля. Я выбрала второй путь. Мы провели многочисленнные переговоры с администрацией города, с управлением образования, непосредственно с руководителями образовательных учреждений. В начале согласился на реализацию проекта только один директор школы - Игорь Никитин, директор гимназии №8. Параллельном мы собирали команду проекта и содействовали ее обучению. И 1 сентября 2016 года в гимназию №8 пошли два особых первоклассника в сопровожении тьюторов. И это был прорыв для города Сочи и вообще для Краснодарского края. За это время проект расширился: теперь в проекте участвуют две школы и один детский сад. В проекте четыре особых ученика, И два ученика готовятся пойти в первый класс в 2019 году. В школах выделены ставки тьюторов, которые покрывают 50-60% затрат на их зарплаты. Остальное финансируется за счет средств АНО «ЦИР «Включи» - до ноября 2019 года затраты проекта покроет грант Фонда Президентский грантов.
В рамках проекта в центре АНО «ЦИР «Включи» будущие первоклассники учатся в группе предшкольной подготовки – учатся слышать инструкции учителя, поднимать руку, выходить к доске. Помогают детям тьюторы.
Ближайшие мероприятия в рамках реализации проекта «Включаемся в класс» - «Уроки доброты» - будут проводится в проектных школах. Главная задача уроков познакомить обычных детей с особенностями их будущих или нынешних особых одноклассников, рассказать им почему восприятие мира и поведение детей с РАС отличается и как можно с ними подружиться.
- Основной метод включения особых детей в общеобразовательную среду – АВА - Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии, основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального направления в психологии. Это метод модификации поведения, эффективно используемый для уменьшения нежелательного поведения, обучения и обобщения адаптивных и речевых навыков у детей с аутизмом и другими задержками развития. АВА является на данный момент единственным методом реабилитации детей с аутизмом, чья эффективность научно доказана.
До реализации нашего проекта в общеобразовательных учреждениях города Сочи АВА не приняли.
История проекта:
Проект по организации инклюзивного образования детей с ментальными особенностями развития «Включаемся в класс» в Сочи.
Проект реализуется с 2015 года.
- Начинался с 1 ребенка.
- Был обучен 1 тьютор основам прикладного анализа поведения, с ним ребенок с РАС включался в группу предшкольной подготовки в обычной школе.
- Источник финансирования: собственные родительские ресурсы руководителя инициативной группы родителей.
- Объем финансирования за учебный год – 87 тысяч рублей.
- 1 сентября 2016 года в обычный 1 класс гимназии №8 были включены 2 ребенка с РАС в сопровождении тьюторов. Это был первый пилотный проект в городе Сочи
- Летом 2016 года была обучена команда педагогов – еще один тьютор, куратор проекта для дальнейшей реализации проекта.
- Совместно с НКО «Радуга Сочи» в августе был организован обучающий семинар для всех сотрудников проектной школы и для специалистов других образовательных учреждений города Сочи. Спикером выступила Екатерина Мень, президент АНО «Центр проблем аутизма».
- Была организована и оборудована ресурсная зона.
- Была обеспечена оплата работы тьюторов на первые полгода.
- Команда проекта продолжила обучаться и повышать свою квалификацию, изучать и перенимать опыт работы коллег из московской школы №1465.
- Организован визит супервизора Алены Ахмедовой, ВСаВА на площадку проекта, достигнута договоренность о ее кураторстве проекта. С января 2017 года в гимназии были выделены ставки тьюторов, которые покрывали 60% затрат на зарплаты тьюторов.
- В марте 2017 был организован семинар Алены Ахмедовой, ВСаВА «Включение ребенка с РАС в обычную школу и детский сад. Почему без АВА не обойтись?»
Источник финансирования:
- краудфайдинг в соцсетях, фонд «Помоги детям» при поддержке компании ООО «МегаФон», ООО «Метрополис», родительское финансирование.
- Объем финансирования – 780 тысяч рублей.
- 1 сентября 2017 года проект был масштабирован – у нас появилась еще одна школа проекта. В первый класс гимназии №6 был включен еще 1 ребенок с РАС. Так же впервые в городе в обычную группу детского сада №34 был включен ребенок с РАС в сопровождении тьютора.
- В гимназии и детском саду так же были организованы и оборудованы ресурсные зона за счет помощи фонда «Помоги детям». Ресурсы, выделенные в мае 2017 года фондом «Помоги детям», были перераспределены на две школы и 1 детский сад.
- Для включаемых детей проекта были так же подготовлены и обучены тьюторы.
- С января 2017 в гимназии №6 была так же выделена ставка тьютора, что позволило сократить затраты на зарплату тьютора на 50%.
Статьи расходов - оплата труда тьюторов, визит супервизора и курация процесса.
- Источник финансирования – родительские ресурсы, прямые обращения к частным лицам, которые всегда меру возможности поддерживали проект.
- Объем финансирования – 483 тысячи рублей на весь проект.
- 1 сентября 2018 года в 1 класс гимназии №6 была включена еще одна ученица с РАС.
Общее количество включаемых детей проекта «Включаемся в класс» - 4
- С 1 сентября 2018 затраты на зарплаты тьюторов взял на себя фонд «Помоги детям» - объем финансирования 220 тысяч рублей.
- 1 ноября 2018 года АНО «ЦИР «Включи» получает поддержку Фонда президентских грантов в объеме 2 млн. 300 тысяч рублей.
https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=EE5FD917-111D-4377-82EF-3950DF03C7AA
Помимо зарплат тьюторов, грант покрывает затраты на подготовку двух детей, участников проекта, к школе как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, а так же частично покрывает затраты на аренду помещения Центра инклюзивного развития «Включи», где в том числе и планируется реализовывать проект «Услышать твой голос»
Подробную информацию можно уточнить по телефону:
89180120680 Надежда Назарова
Почта: [email protected]