Лента
В сочинском Художественном музее открылась новая, уже седьмая по счету, выставка произведений участников арт-группы «Станция». Экспозиция, составленная из пятидесяти работ 19 авторов, носит название «Мечты Поэта».
Как объяснила основатель и идейный вдохновитель арт-группы, можно сказать начальник «Станции» или станционный смотритель, известная сочинская художница Екатерина Нестерова, основная мысль новой выставки, которую её участники попытались донести до зрителей, заключается в том, что в основе творчества людей, сочиняющих стихи и пишущих картины, или создающих, например, скульптуры, или собирающих инсталляции, или снимающих фильмы, находятся в сущности одни и те же стремления и мотивы. И всем необходимо одно и то же условие, без которого ничего не получается — вдохновение. Иными словами, все творцы — люди «одной крови». Сложно? Заумно? Ну да, они, художники «Станции», вот такие, непростые, странноватые, и работы их — сплошь ребусы, требующие от зрителя не одного лишь созерцания, а действенного участия, напряжения мозга и, как минимум, попытки понять, а что же хотел сказать автор? Тем они, и художники, и их работы, и интересны.
Арт-группа «Станция» была создана в Сочи в первых числах 2012 года. Её костяк составили выпускники и тогда еще студенты трех городских образовательных учреждений, в которых готовят художников и дизайнеров: Сочинского училища искусств, Сочинского государственного университета и Сочинского института моды, бизнеса и права. Уже в феврале того же 2012 года «станционные» художники сделали свою первую выставку «Любовные похождения», приурочив её ко Дню всех влюбленных. Работы, представленные на ней, а это были и живописные полотна, и графика, и инсталляции, и фотографии, и мелкая пластика, сразу удивили свежим взглядом на мир, и рассказывали они, по большому счету, не только о любви, а вообще о жизни во всех её проявлениях.
Первая выставка «Станции» не произвела в городе фурора, но и «первым блином», который всегда комом, точно не оказалась. Она засвидетельствов
Здесь сделаю необходимое замечание. «Станция» появилась не на голом месте: до неё в Сочи существовало объединение молодых художников, которые так же, или даже ещё хлеще, разрушали устои и плыли против течения. Называлась эта группа «Гильдия красивых», и под её крылом собирались все сочинские авангардисты — художники, дизайнеры, поэты и музыканты. В свое время, а это были, подчеркну, времена еще СССР, «Гильдия красивых» была известна не только в Сочи, но и за его пределами. А ведь тогда не было Интернета с его соцсетями и множеством сетевых СМИ, для которых любой, прошу прощения, «чих» — уже информационный повод, а обычные бумажные газеты, журналы и телевидение строго контролировались замшелыми людьми из КПСС. Представляю, каким бы был резонанс, если бы у «Гильдии красивых» был Интернет…
Кстати, а почему «Станция»? Екатерина Нестерова тогда, на первой выставке, объясняла выбор этого названия так: «Станция» — это такое место, откуда отправляются в путешествия и куда возвращаются, преодолев многие километры разных дорог. Где бы мы не побывали, мы всегда возвращаемся на нашу «Станцию», которую очень любим…»
Я фотографировал церемонии открытия и первой, и второй, и третьей, и четвертой выставок, сделанных «Станцией». Особенно запомнились второй и третий вернисажи, проходившие в залах Сочинского литературно-мемо
Третья выставка «Станции» состоялась в том же музее Николая Островского в апреле и мае 2013 года. Она называлась «Начало света» и получилась еще круче второй! «Начало света» — так сочинские художники отреагировали на предсказания и ожидания конца света, которыми в то время пугали разные СМИ. Двадцать членов арт-группы показали более 70 замечательных работ, выполненных в разных жанрах и техниках (живопись, скульптура, графика, фотография, батик, витраж, инсталляция и авторские куклы). Все они отличались и запомнились жизнерадостным настроением и яркостью красок. И это был не просто набор красивых произведений искусства: экспозиция строилась так, чтобы каждый человек, посетивший выставку, задумался о свете, как об одном из важнейших компонентов жизни. И вернисаж тогда проходил в виде яркого представления с участием танцоров, облаченных в фантастические светящиеся и мерцающие костюмы, и все, пришедшие на открытие выставки, были удивлены и даже поражены находками станционных художников…
Второй, третьей и следующими выставками арт-группа «Станция» доказывала свою творческую состоятельность, подтверждала серьезность намерений всегда удивлять сочинцев и гостей курорта новаторскими идеями в искусстве.
И вот — седьмая выставка — «Мечты Поэта», открывшаяся при довольно большом стечении зрителей в минувшую пятницу… Скажу сразу, она мне показалась слабее предыдущих. И в этой публикации я, конечно же, не зря вспоминал и «Гильдию красивых», и предыдущие выставки «Станции»: чтобы внимательный читатель понимал, что в данном случае есть с чем сравнивать.
«Мечты поэта» — выставка любопытная, в экспозиции представлено несколько произведений современного искусства, ради которых её стоит и, наверное, даже следует посетить, но в целом эта выставка для «Станции» если и не шаг назад, то уже точно топтание на месте. У меня после вернисажа сложилось впечатление, что у арт-группы начались проблемы с воплощением задуманных тем: экспозиция, в отличие от предыдущих выставок, не выглядит единой, она разваливается, в ней нет настроения, нет присущего «Станции» драйва. Да и сам вернисаж ничем, кроме перфоманса, который в момент открытия устроил художник Олег Корчагин, изображавший спящего на стульях человека, не удивил. Кстати, и подобный перфоманс с человеком, устроившим себе во время вернисажа «тихий час», уже был на третьей выставке «Станции», с той лишь разницей, что тогда человек «спал» прямо на полу, а сейчас — на стульях…
Я не искусствовед, не критик, а просто журналист, и, разумеется, могу ошибаться. Но мне удалось выяснить некоторые подробности того, как собиралась седьмая выставка. Оказалось, что у «Станции» возникли серьезные проблемы с наполнением экспозиции достойными работами. Выставка значилась в планах музея, однако к моменту её открытия необходимого числа работ (для простого заполнения пространства!) все еще не набиралось, и тогда Екатерине Нестеровой пришлось обращаться за помощью к таким сочинским корифеям как, например, Владимир Переверзев, который любезно предоставил для этой выставки свои картины. Они прекрасны, но, на мой взгляд, в компании с работами «станционных» художников смотрятся, как вещи совершенно инородные, как будто это часть какой-то другой выставки, которую почему-то забыли снять.
Повторю, я не критик, и чтобы сверить свои впечатления с впечатлениями безусловного авторитета, пообщался с Сергеем Артемьевым, членом Союза Художников России, членом Союза Дизайнеров России, признанным мастером, педагогом и плюс ко всему еще и бывшим главным художником города Сочи. Он тоже побывал на вернисаже и внимательно осмотрел всю экспозицию. Увы, впечатления совпали: по словам Сергея Артемьева, он после посещения седьмой выставки «Станции» испытал разочарование, и это чувство было вызвано неоправдавшейся надеждой снова увидеть что-то яркое, пускай наивное и не совершенное, но особенное и очень искреннее.
Вот именно! Неоправдавшиеся надежды! Ведь за минувшие пять лет арт-группа «Станция» уже настроила и приучила любителей современного искусства к тому, что каждая её выставка — это если не открытие, то точно откровение. А здесь — не откровений, ни тем более открытий.
Впрочем, нельзя забывать о том, что в искусстве еще никто не избегал неудач, и такая, скажем, не совсем получившаяся, выставка тоже была нужна, чтобы художники переосмыслили свое творчество, сделали выводы и снова «поехали» вперед к следующей «станции». И вот здесь очень хочется пожелать им счастливого пути! Ждём и продолжаем надеяться.