Истории
Надежды на преимущества, которые дает режим «открытое небо» во всем, что касается международного аэропорта Сочи, пока остаются надеждами. Режим был введен здесь еще в октябре 2014 года, но не видно, чтобы авиакомпании хлынули в «южную столицу». Причины у этого явления разные.
Вот буквально на днях, 5 февраля, прозвучала радостная вроде новость: в Сочи прибыл первый прямой рейс из Берлина. Агентства сообщили, что его загрузка более 45%, а на борту, помимо немецких туристов прилетели представители германских турагентств и туроператоров. То есть, с виду — пробный рейс. Но вполне перспективный - раз турбизнес присутствует.
Однако начинаем выяснять, что это было. И обнаруживается следующее: все эти люди прибыли, чтобы «ознакомиться с инфраструктурой и возможностями горнолыжного отдыха на курорте "Роза Хутор"». Собственно все это — сугубая инициатива упомянутого курорта.
- Рейсы пробные, выполняются по воскресеньям, последний рейс отправится 19 февраля, - рассказала пресс-секретарь компании «Базэл-Аэро» Ольга Кузьмина. - Возможно, что со временем появится постоянный маршрут Берлин-Сочи. Но пока все это в стадии разработки.
По словам Кузьминой, это не замена рейсов когда-то ушедшей из Сочи компании «Австрийские авиалинии», а именно идея руководства курорта «Роза-Хутор». По итогам первых трех тестовых рейсов и будут сделаны выводы — стоит продолжать или нет.
В-общем, как видим, пока давний замысел превратить Сочи в полноценную международную воздушную гавань никак не может реализоваться. Причин тут несколько. Первая — объективная: город находится немного в стороне от «намоленных» воздушных маршрутов, транзит организовать не просто. К тому же Сочи — место тупиковое. Южнее лежат разные «проблемные» государства — от Абхазии до Ирана. Где международный статус не ясен, где визы Россия периодически отменяет, а где «вообще одни исламисты живут». Если ереванское направление еще имеет какой-то смысл ввиду многочисленности армянской диаспоры, то вот на другие недалекие по расстоянию страны не просто найти пассажиров. Туда летают самолеты из Москвы, в сочинском «подскоке» они не нуждаются — горючего хватает долететь.
Что еще не так с использованием Сочи в качестве международного аэропорта? Авиакомпании жалуются, что обслуживание бортов здесь дорогое. Давно жалуются, но особо ничего не меняется.
А про «Открытое небо» так давно ничего не слышно, что у многих уже сложилось впечатление, что этот режим в Сочи «свернули».
- Это не так, режим «Открытое небо» в силе, - заверила пресс-секретарь «Базэл-Аэро». - Другое дело, что пока нет решения о 72-часовом свободном пребывании транзитных пассажиров без виз. Оно еще находится на рассмотрении правительства. Но с режимом «Открытое небо» это никак не связано.
Между тем, как подсчитали еще в конце 2014 года, от сочетания «Открытого неба» и «72 часа без визы» годовая выручка аэропорта Сочи за счет увеличения пассажиропотока могла бы вырасти «на 200 миллионов рублей, а внутренний региональный продукт (ВРП) Краснодарского края - на 3 миллиарда, с учетом развития дополнительных услуг, создания рабочих мест, увеличения доходов предприятий, связанных с обслуживанием туристов».
Более-менее выгодами «Открытого неба» в свое время воспользовалась только компания Turkish Airlines, поначалу резко увеличившая количество рейсов, выполняемых из Сочи и в Сочи. Правда, сейчас они сократились до двух в неделю.
Будет ли летать дальше иранская компания Mahan Air? Вопрос. Уже попробовали. Вернутся ли?
Как с регулярными рейсами Сочи — Пекин - Сочи, на которые так сильно рассчитывали? Тоже вопрос. Переговоры идут не первый год. И уже немало времени прошло с переговоров об открытии маршрута Урумчи—Сочи—Прага, Урумчи—Сочи—Берлин. И где он?
Ушел из Сочи и турецкий лоукостер Pegasus. Не по той ли причине, что и уже упомянутые «Австрийские авиалинии»?
Забыли? Напомню.
Эта компания в 2008 году организовала рейсы Вена-Сочи-Вена, а уже в 2012 году их свернула. Претензии были такие: высокая стоимость наземного обслуживания самолетов и частая задержка вылета рейсов из Сочи. Как в свое время поясняли австрийцы, это происходило из-за того, что специалисты аэропорта не успевали подготовить взлетно-посадочную полосу и спецоборудование. В результате были проблемы со стыковочными рейсами в Вене. Правда, компания «Базэл Аэро» такое объяснение признала неправомерным. И назвала другое: погодные условия. Про стоимость обслуживания тогда умолчали. А вот австрийцы в итоговом заключению по этому направлению еще раз подчеркнули: оно для них оказалось нерентабельным.
Что будет дальше с международными сообщениями аэропорта Сочи — пока неясно.
Переговоры ведутся по самым разным направлениям. Но и итоги их, как мы видим, очень скромны.