Истории
Малый бизнес для Сочи – всё. Они, такие маленькие и такие важные «ИПшники», платят налоги, дают рабочие места, подметают улицы перед своими торговыми точками, реализуют дизайнерские задумки администрации по украшению города перед праздниками. Основной их заработок приходится на сезон: как ни крути, а главные поставщики денег в городе – отдыхающие. Как себя чувствует малый бизнес этим летом? Спросим у них самих.
фото konveyt.ru
«Работа есть и то хорошо. Хотя в этом году, сезон, считайте, только в середине июля и начался, - рассказывает Александр, хозяин сувенирного магазинчика на Центральной набережной. – В июне так плохо было, хуже даже, чем зимой. Закрываться хотели. А как закроешься – мне под пятьдесят уже, кто меня на работу сейчас возьмёт. Вот кручусь, как могу»…
Крутиться – пожалуй, единственный выход для ровесников Александра. Вакансий на рынке труда стало ощутимо меньше. Сами же предприниматели не спешат нанимать новых сотрудников.
«У меня всегда две девочки работали, два через два, - вспоминает Анна, владелица магазина на той же набережной. – Я ездила, товар привозила. Теперь вот сама работаю, дочка у меня студентка, в каникулы и вечером она может выйти. Строго стали проверять, налоги нужно за всех платить. А с чего платить? Выручка упала, люди только необходимое покупают».
«Налоговое бремя» - это словосочетание просто исключительно удачно характеризует суть и меру проблемы. Расходы работодателя на оплату труда каждого оформленного сотрудника автоматически вырастают более чем на сорок процентов.
«Сумма оплаты зависит от оклада сотрудников, а также от количества оформленных. - говорит ресторатор Игорь Бородаев. - От суммы заработной платы 30,2%. На сегодняшний день минимальный оклад не менее 11,000 тысяч рублей. Плюс НДФЛ 13% - их оплачивает сотрудник сам, но часто, с согласия персонала, руководитель поручает платить НДФЛ бухгалтеру, чтобы облегчить людям жизнь».
Каким при таких налогах должен быть оборот ресторанчика, мини-отеля или магазина? Особенно учитывая ярко выраженную сезонность.
Налоги – не единственная причина, по которой в последнее время всё чаще оптимистичную вывеску «Мы открылись» сменяет сначала крупно написанная «Скидки», потом совсем уж гигантская «Распродажа» или грустная «Ликвидация».
Львиная доля заработков уходит на оплату аренды. Вопреки всем законам рынка, сдавать помещения дешевле сочинские собственники не спешат.
фото www.1000dosok.ru
«Серьезного снижения цен нет и в обозримом будущем, скорее всего, не будет - говорит Михаил Титов, генеральный директор ООО «Алмаз-Юг». – Стабильным спросом пользуются помещения, расположенные в местах с хорошей проходимостью, на первых этажах зданий. Их не так уж много в Сочи, если разобраться. Средняя цена квадратного метра там колеблется в пределах 4-5 тысяч рублей за квадратный метр. Считайте сами, каким должен быть, например, оборот ресторана или магазина, чтобы, помимо аренды, платить зарплаты и отчисления, осуществлять закупки, оплачивать счета за использованные ресурсы и при этом оставаться в плюсе. Но желающие вести бизнес всё равно находятся, поэтому у собственников нет причин падать в цене. Хотя и не все дорогостоящие площади сейчас ликвидны. Чаще всего как раз из-за негибкости их владельцев: полгода назад собственник выставил помещение напротив Главпочтамта за 400 тысяч рублей в месяц. Оно простаивает до сих пор, но сдавать дешевле он категорически отказывается. Радует, что появляется и другой подход, более современный и эффективный, когда стоимость аренды рассчитывается исходя из прибыли арендатора. Сам арендодатель заинтересован в том, чтобы обеспечить посещаемость и удобство ведения бизнеса своих партнёров. Поэтому он озадачивается парковкой, благоустройством, рекламой и прочим. Думаю, что это весьма продуктивный вид сотрудничества между заинтересованными сторонами. К сожалению, пока таких примеров мало. И, конечно, всегда стабильным спросом пользуются небольшие помещения, стоимостью не больше 15 тысяч рублей в месяц – представители малого, а сейчас и среднего бизнеса стоят в очередь за такими площадями».
фото kvartirasochi.su
«Золотые» метры – это, конечно, аэропорт, Олимпийский парк, центральная набережная. Хлебно-рыбные, годами насиженные места, уходить с которых никто не хочет, как бы тяжело не было. Не удивительно, что арендодатели не видят причин умерять аппетиты. «Эти уйдут – другие набегут» - логика, спорить к каковой себе дороже.
Но «другие» могут и не набежать. Люди, в том числе те, кто готов был вести здесь честный бизнес, уезжают. Пока отток не так заметен. Но после завершения Чемпионата Мира по футболу, тенденция, вероятно, станет очевидной.
Стремительного и бурного роста после Олимпиады не случилось. Сочи не превратился ни в российский Давос, ни в Монте-Карло, ни в Ниццу. Индустрия гостеприимства, в которой и по большей части задействован малый бизнес, уже не в состоянии прокормить всех желающих. Крупных производств, могущих обеспечить большое количество рабочих мест, в рекреационной зоне по определению быть не должно. Выручил бы агробизнес, но пока его развитие идёт крайне медленно. Есть, конечно, отдельные энтузиасты с собственными пасеками, фермами и пивоварнями. Но для развития крупных аграрных проектов нужны деньги, а брать кредиты предприниматели пока не торопятся.
Хотя «Программу 6,5%» всё-таки продлили, спрос на заёмное финансирование, по данным Индекса Опоры RSBI, не спешит расти. Нестабильный 2016 год научил бизнесменов надеяться исключительно на свои силы. Статистика ЦБ бесстрастно сообщает: на 1 января 2017 года портфель кредитов, выданных представителям малого бизнеса составил 4,5 трлн руб., а это на 8,5% ниже уровня предыдущего года. 2017 год принёс некоторое оживление, но в очередь за кредитами на развитие бизнеса предприниматели всё же пока не выстраиваются.
Малый бизнес стремительно вытесняют с рынка крупные сети. «Магазинчики у дома» не в состоянии конкурировать с ритейлерами, всё глубже забирающимися внутрь жилых массивов. Даже в адлерском Курортном городке, традиционной вотчине сочинских торговцев, становится всё больше сетевых магазинов. Там дешевле – а покупатель голосует кошельком.
Центром притяжения для всего города, особенно в период экстремальных погодных условий, в последние несколько лет стал торгово-развлекательный центр «Моремолл». Арендаторы, конечно, меняются, но большой текучки не наблюдается. Кондиционер, парковка, много магазинов в одном месте, фудкорт – логично, что у гигантского по сочинским меркам молла практически нет конкурентов. Сравниться с ним по проходимости оказалось не под силу «Олимпу», открывшемуся за пару лет до «Моремолла». Так крупная сеть шутя одержала победу и в этом забеге.
фото www.moremall.ru
Малый бизнес для Сочи – всё. Начиная от бабушек, «торгующих клубнику со своего огорода», заканчивая вполне солидными ресторанами с миллионными оборотами. Потому что, помимо налогов и прочих материальных вещей, малый бизнес – очарование и изюминка любого города. Скучно без него. Берегите его, он маленький, ему тяжело.
фото gov.cap.ru