Истории
Гордость и патриотизм... Но вот, чем гордиться, если в искусстве не разбираемся, новаторства боимся, а со страной никак не получается? Нужно что-то понятное, доступное, измеримое. Желательно с большим трудом доставшееся. Желательно, чтобы почти чудо. Чтоб о героических людях, на которых хочется быть похожими. Истории внезапных выздоравлений, всяческих волшебных способностей и спасительных стечений обстоятельств уже просто дурной тон: в любом выпуске новостей сразу после спортивного блока.
Ну да, вот же оно – спорт! Здесь тебе и сила характера, и преодоление, и духоподъемная победа, и счастливые слезы в финале – пьеса, которую пишет сама жизнь. Ну и космонавтика – надо помнить, что каких-то полвека назад мы еще могли быть впереди планеты всей.
В последние годы в стране, видимо, настоящий кризис патриотизма, ибо, наверное, с Советского Союза наши кинематографисты не снимали столько дорогого кино о подвигах (больших и малых) за честь и в честь родины.
И кризис героя. Того, на которого стоило бы равняться.
И появляются «Легенда 17», «Движение вверх», «Лед», «Тренер», «Время первых», «Салют-7».
http://coolsoda.ru
Американский ученый Фредерик Терман как-то в шутку заметил: хотите, чтобы ваша команда выиграла прыжки в высоту – ищите одного парня, который прыгает на 7 футов, а не семерых, которые прыгают на 1. И ведь не поспоришь, только где ж его искать, этого парня-то? В нашей стране вообще с поисками – беда. В итоге все режиссеры в едином порыве уныло скачут на фут-два.
В некоторых случаях вроде даже и придраться особо не к чему. И снято вроде хорошо, и актеры приличные и вроде сцены есть удачные. Только не выходит зритель из зала с горящими влажными глазами от разрывающего катарсиса.
Все вышеперечисленные фильмы – о нечеловеческих усилиях и невозможных, невообразимых победах. Вот только чьих? Хотели о героях снимать, но оказалось, это так тяжело, что почти невозможно.
Не выходит никак у современных отечественных кинематографистов новый герой нашего времени. Последним эту вожделенную многими писателями, режиссерами и сценаристами мишень почти снайперским выстрелом закрыл Алексей Балабанов. Его Данила Багров – просто перестроечный Гамлет.
Дальше – тишина. До середины двухтысячных. А там куда менее народный Валя из «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, который первым заговорил об инфантильности нового поколения. Гениально-пророчески. На «Кинотавре-2006» главный аргумент против: «Где вы видели таких людей, как его Валя?!» И я, самоуверенная тогда малолетка, с пеной у рта доказывала взрослым кино-дядям, что у меня – две трети знакомых – такие же пофигисты. Поколение, которое тогда не разглядели, выросло. Теперь о тридцатилетних, что так и не смогли повзрослеть – каждый пятый артхаусный текст.
Поколение вышло инертное, к подвигу совершенно не стремящееся. И кого теперь в герои возводить? Стареющих инфантилов? Придумывать суперменов будущего (в отличие от американцев) мы не умеем и вряд ли когда научимся. Вот и приходится копаться в прошлом, подбирая новых кандидатов на чудесное вознесение. С современными героями не ладится – будем напоминать о давно ушедших.
Вот, например, Валерий Харламов – легендарный нападающий, погибший в автокатастрофе в возрасте Христа. В «Легенде» – идеализированный до безобразия, такой кристально чистенький, каким положено быть разве только евангельскому Спасителю. Поэтому хоккеист, хоть и отыгранный Козловским с почти пионерским рвением – смертельно скучен. Наблюдать здесь гораздо интереснее за тренером (Меньшиков). Все лучшие сцены фильма, так или иначе, связаны с ним. Чего стоит один только эпизод, где переживающий дома за подопечных Тарасов вычерчивает прутиком на влажном асфальте диковинные линии. И их предельно точно повторяют траекторией на льду играющие на другом континенте хоккеисты.
Красиво, но в остальном, фильм этот полностью оправдывает название. Миф, легенда, сказка. Даже нет, почти советский плакат-агитка, тот самый, где Лилечка Брик призывала покупать книги Ленгиза. Задорный, крикливый, старательно отретушированный. В итоге в зрителя этот фильм попадает примерно так же, как шайба в перекладину. Вроде и не далеко до гола, а нет его.
http://www.stihi.ru
Далек до оценки 6.0 и двадцативосьмилетний дебютант Олег Трофим. Его фильм «Лед» – большой драматургический провал. К тому же, как и в «Легенде», напрочь лишенный героя. Если вначале девочка Надя, хоть с трудом, но все же тянет на лидера, отчаянно бросая вызов судьбе в лице не верящего в ее талант тренера, то во второй – безвольная героиня Аглаи Тарасовой (лучшее в ней здесь – поразительное внешнее сходство с прекрасной матерью, Ксенией Раппопорт) снова уходит на второй план. Она так же скучна, как бесконечно бегающий с клюшкой Харламов-Козловский. Внимание безжалостно перетягивает Петров – его второстепенный персонаж прилагает хоть какие-то усилия – пытается поставить прикованную к инвалидному креслу девушку на ноги.
Банальный сюжет и слабые диалоги щедро приправлены просто чудовищными музыкальными вставками (поют сами актеры – этим все сказано). В итоге фильм больше смахивает на средненькую КВНовскую «музыкалку». Трофим – режиссер рекламно-клиповый, вот и приемами пользуется привычными. Или давно уже придуманными и отработанными. Способы манипуляции зрителем до тошноты топорны: девочка не ходит, мама умирает, парень предает. В остальном все списано с американской киношки 90-х о любви фигуристки и хоккеиста, помните такую?
Хочется найти хоть одну удачу этого фильма, да нет их. Собрали все жанры, которые знали, но слепили так неумело, как делают разве только второкурсники на семинаре по инсценировке. И драма, и мелодрама и мюзикл. Замахнулись на российский «Ла-Ла Ленд»? Нет, снято красиво, никто не спорит. Но этот фильм – один из тех, которые лучше смотреть без звука.
Или взять «Время первых» – вроде все по канонам, будто бы правильно все написано, снято, смонтировано. И Миронов с Хабенским до неприличия хороши. Только фильм в целом, то там, то здесь ритмически проваливается. Картина разваливается, распадается на куски. Как в «Простоквашино», где у дяди Федора в письме, которое кот и пес дописывали, лапы ломит и хвост отваливается.
Начинал снимать Юрий Быков, закончил – Дмитрий Киселев. Вот и вышло – чуть-чуть «Дурак», чуть-чуть «Ёлки». В результате у зрителя ни слез на глазах, ни желания подвиг совершить самозабвенно, вопреки всему. Фильм вроде бы про Леонова-Миронова, но обаятельный Беляев-Хабенский то и дело тянет одеяло на себя. Хотели двух героев, в итоге получилось – ни одного. Они оба – не менее прилизаны, чем Харламов. Ни тебе сомнений, ни важных философских вопросов, которыми мучаются все герои хорошего советского кино. Приказано – выполнено.
Героев нет, потому что нет людей. Есть два памятника – как московские рабочий с колхозницей. Большие, бравые, гладенькие. Но предательски пустые внутри. Как набросками брошенная эпоха – карандашная зарисовочка, тоже пустая. Не осмысленная и прочувствованная, как, например, в «Бумажном солдате» Германа или «Космосе как предчувствии» Учителя.
Та же история с «Салютом-7». Ходульные герои, недописанная эпоха. Все красивенько – прекрасные жены, умытые дети, убранные улицы, 80-е – а-ля гламур. Голливудский киномакет на российской почве никогда не приживался. Очередной пример. Все известные приемы – использовали, но ни один как надо – не работает. Потому что все это уже было и повтор выглядит лишь жалкой пародией. Как китайский айфон – на вид такой же, но то и дело подвисает.
За основу взяли реальную историю, лишенную, правда, геройства, нашпиговали выдуманными трудностями, которые героически преодолеваются. Да и тут справились не то, чтобы очень четко. Сценарий сильным и пронзительным не назовешь. На этот раз слишком наивно, иногда по-детски смешно. Но если уж так – чем поправшая все законы физики «Гравитация» лучше? Она масштабнее и зрелищнее. Там глубины не предполагается, ее, собственно, и не ждешь. Вот только там героиней была, несомненно, Сандра Баллок. Здесь – не то Вдовиченков, не то Деревянко. Опять двое, опять хочется сопереживать обоим, но не получается никому.
В итоге, что ни фильм, то поэма без героя.
http://kino-kassa.ru
Вообще, если сравнивать наше и зарубежное, то есть два фильма на одну тему, которые вышли в один год, но разные как два полюса. Для меня – полностью отражающие уровень сознания двух наций. Тема – пришельцы на земле. Дени Вильнев снял тонкое, чувственное, пронзительное и глубокое «Прибытие». Федор Бондарчук сляпал тошнотворное «Притяжение». В то время, как ученые в ленте американца канадского происхождения пытаются наладить хрупкий контакт с пугающими, но не лишенными гипнотической красоты существами (изобрести код, расшифровать знаки, понять язык), молодые люди, которые давно вышли из подросткового возраста (но ведут себя как дети раннего пубертата), творят на экране какую-то невообразимую, нелогичную, взрывающую мозг, ересь. Поразительно, но герои Федора Сергеевича показались мне абсолютно точно показанной дикой, безмозглой современной Россией. В то время, как в цивилизованных странах уже доросли до того, что все незнакомое надо изучать, в нашей, варварской, все еще хватают дубинки и камни. Мне кажется, именно такими неандертальцами сейчас нас видит все мировой сообщество. И, конечно, побаивается. Ну, я бы тоже боялась обезьяны с гранатой. Но это так, наблюдение личное, очень субъективное и ни на что не претендующее.
На фоне всего этого добра от парней, прыгнувших в высоту на фут, выделяется лишь добротный, вполне себе шестифутовый, фильм «Движение вверх». Почти такой же грациозный, как любой прыжок Исинбаевой. Режиссер Антон Мегердичев и двое его соавторов-сценаристов рассчитали все с ювелирной точностью. В их фильме есть и скоростной разбег, и мощное отталкивание, и успешный переход планки. Эдакий мастерски выполненный фосбери-флоп. Результат: все, кто видели игру 72-ого года, пережили тот поистине волшебный день заново, все, кто родились позже, взорвали интернет, снова и снова пересматривая видеозапись матча, уже ставшего позабытой историей.
http://fanat1k.ru
Пожалуй, именно такими патриотические фильмы и должны быть. Вдохновенными и вдохновляющими если не на подвиг, то хотя бы на действие. Не пафосными. Хотя без легкого пафоса не обошлось и здесь. Предсказуемый, но при этом все же вышибающий слезу момент, когда вся баскетбольная команда отдает деньги на дорогостоящее лечение сына своего тренера. Прием избитый, привычный, но, тем не менее, при правильной подаче безотказно работающий. Его дают не навязчиво, он грамотно срежиссирован и очень лаконично сыгран.
Сейчас по стране идут премьеры «Тренера», который написал, снял, срежиссировал и главную роль сыграл Данила Козловский. Удалось ли ему усидеть сразу на нескольких стульях – я пока сказать не могу: фильм не видела. Но знакомые критики, которые ленту посмотрели, уже плюются.
Что ж, пока отечественное кино о крупных достижениях и победах в большинстве своем выходит по олимпийскому принципу Кубертена – главное не победа, а участие.