Главная » Истории » Стройка неба

Истории

Стройка неба

18.12.2018АвторЮрий Максимов

Даешь планетарий!

«Пролетарка, пролетарий заходите в планетарий!». Это название стихотворения, которое было написано В.Маяковским в 1929 году. «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий» - был уверен поэт. Его призыв как никогда актуален и сегодня, хотя цель его сильно изменилась.

Почему, по замыслу советской власти, каждый трудящийся должен был побывать в планетарии? Наперво – исходя из задач антирелигиозной компании. Маяковский был рупором государственной агитационной машины и это красной нитью проходит через большинство его произведений.

Но при ближайшем рассмотрении здесь можно обнаружить куда больше, а именно – роль советского государства в развитии народного образования, которое к началу 1930-х гг. уже начало приобретать черты фундаментальной системы, оказавшей огромное влияние на общество и сыгравшей несомненную роль как в победе над фашизмом, так и в успешном полёте Гагарина.

В настоящее время Россия испытывает дефицит специалистов в сфере астрономии и космологии, космического землеведения, естествознания, географии, физики. Это плата за недальновидность, которую, вспоминая речь П. Милюкова с трибуны Госдумы в 1916 году, можно смело назвать изменой: слишком много за последнюю четверть века мы получили юристов, экономистов и прочего балласта в виде разнокалиберных менеджеров. Это напрямую отразилось не только на экономике.

Теперь мы вынуждены констатировать, что существуют проблемы в правильном формировании у школьников (и не только!) целостной естественнонаучной картины мира. Этому способствует фактическое отсутствие с 1993 года в школьной программе предмета «Астрономия» и разрушение десятилетиями выстраиваемого межотраслевого взаимодействия. Недавнее возвращение изучения астрономии в школьную программу пока что можно считать лишь пустой формальностью.

А что можно сделать на муниципальном уровне? К примеру, в Сочи? Немало. В нашем случае одним из эффективных инструментов решения обозначенных задач может стать использование стационарных и (или) мобильных планетариев в программе общеобразовательного или дополнительного обучения школьников и студентов. Это осложнено крайней малочисленностью планетариев в нашей стране и отсутствием стационарной инфраструктуры в Сочи. Но главная проблема – это упорное нежелание власти смотреть хотя бы на 15-20 лет вперёд.

Во времена СССР ситуация была лучше, особенно с учётом многочисленных передвижных планетариев, а также малых обсерваторий и наличия предмета «Астрономия» в системе дополнительного образования. Только крупных стационарных планетариев к 1970-м гг. в Союзе было около сотни, а посещало их около 6-7 млн. человек в год. Неудивительно, что почти все советские дети хотели стать космонавтами, а изучение Космоса было приоритетной государственной задачей.

Почти все мобильные объекты такого типа и значительная часть детских астрономических кружков были ликвидированы ещё в 90-х, а дорогостоящее имущество попросту растащено. Справедливости ради отметим, что этот деструктивный процесс был запущен ещё при Горбачёве, в Перестройку, после которой на территории России «выжило» всего около 15 планетариев.

По разным оценкам, в настоящее время в России стационарных планетариев различного размера и оснащённости насчитывается около 30 единиц. Для сравнения: планетарии в таких странах как Япония или США исчисляются многими сотнями. Как и у нас, основными посетителями планетариев за рубежом традиционно являются учителя и школьники. Значимость этих объектов понимают во всех развитых странах. Есть даже Международный день планетариев, который отмечается ежегодно 12 марта.

Популярность планетариев в России подтверждает успешный опыт работы реставрированного в 2011 году планетария в Москве, преобразованного в уникальный культурно-просветительский, научнo-познавательный и досуговый центр мирового уровня, в котором возрождены лучшие отечественные научные и просветительские традиции. В 2017 году открылся современный планетарий в Петербурге, самый большой в мире.

Их работу дополняют энтузиасты из нескольких десятков клубов и кружков, есть даже Ассоциация планетариев России.

Важность и эффективность использования планетариев в системе образовательного процесса дают основания говорить об объектах такого рода именно как об особой форме обучения естественнонаучным дисциплинам. Это уникальная система интерактивного образования. Планетарий можно и нужно рассматривать как перспективный центр дополнительного образования, потенциал которого будет реализовываться многие годы.

Читатель может спросить – а причём тут Сочи? На мой взгляд, в условиях стремительно растущего населения курорта мы просто обязаны думать о будущем наших детей, которые должны получить качественное образование и работать не только в сфере санаторно-курортного обслуживания. Иначе мы скоро потеряем традиции получения высшего образования за пределами Сочи. В том числе – технического образования. Как на ситуацию может повлиять планетарий? Давайте разберёмся.

Советские нормативы по необходимому числу населения в населённом пункте для планирования строительства стационарного планетария дают цифру в 200 тысяч человек. Это примерно соответствует числу жителей Центрального района Сочи и в более чем три раза меньше реального количества жителей Большого Сочи. И это без учёта отдыхающих со всей страны. То есть, полноценный планетарий у нас быть обязан даже нормативно.

Формально всё не так уж и плохо. Летом 2018 года начал работу планетарий в Парке науки и искусства «Сириус». Но это маленький объект вместимостью всего 60 человек, к тому же расположенный в Адлере и только поэтому не имеющий практического значения для основной массы сочинцев. В сети есть отрывочная информация ещё об 1-2 маленьких планетариях развлекательного толка, также находящихся в Адлерском районе. Но всего этого недостаточно.

В случае появления стационарного планетария, имеющего современную материально-техническую базу (включая интерактивный музей астрономии и геофизики) и соответствующий кадровый состав, Краснодарский край и Сочи приобретут значимую «визитную карточку». Новый объект, в отличие от теряющих остатки информационного лоска олимпийских объектов, в рамках туристической привлекательности и практической функциональности, будет актуальным всегда.

Помимо этого, правильно выстроенная и грамотно рекламируемая работа планетария положительно скажется на повышении уровня общеобразовательного и общекультурного ценза школьников и студентов. Планетарий станет одной из точек опоры для качественного развития естественнонаучного образования нашего города.

Ещё можно построить обсерваторию для Центра внешкольной работы или упомянутого выше федерального образовательного центра «Сириус». Тогда планетарий может стать важной системной основой для популяризации естественных научных знаний, необходимых для подготовки необходимых для края и страны рабочих и научных специальностей.

Камнем преткновения может оказаться стоимость строительства стационарного планетария. Но и это вопрос решаемый. Даже если действовать с нашим олимпийским размахом, смета на объект «с нуля» вряд ли превысит планку 200-250 млн. рублей, если обойтись без музея и астрономического кружка с сопутствующим оборудованием. Пример строительства планетариев в других городах России говорит о возможности возведения такого объекта за намного более скромные средства: от 4-6 до 150 млн. руб.

Это не такие уж и большие деньги, тем более их через механизм софинансирования можно привлечь не только из муниципального, но и из федерального и краевого бюджетов. Расходная часть годового бюджета Сочи на ближайший плановый период превышает 10 млрд. рублей, это по любым меркам неплохо. Вытянуть из него несколько десятков миллионов без ущерба для социальных программ при желании можно без проблем. Было бы желание. В конце концов, не обязательно строить с нуля, можно выделить подходящее здание, найти выход через государственно-частное партнёрство или инвестиции.

Если мы говорим о пользе планетария для нашего общества, то алгоритм его применения выглядит примерно так: родители приводят ребёнка в планетарий, вместе с ним идут на сеанс. Пусть не родители, а классный руководитель со своими подопечными. Эмоциональные впечатления в планетарии гарантированы и детям и взрослым. Если ребёнок всерьёз заинтересовался астрономией, этот интерес нужно поддерживать. А для этого уже нужен астрономический кружок с собственной обсерваторией. То есть, если мы говорим об эффективной образовательной работе, без такого подведомственного учреждения не обойтись.

Ребята, «заболевшие» звёздным небом, получат хороший стимул для изучения междисциплинарных дисциплин. Даже если они не станут астрономами или геологами, эти знания им в любом случае пригодятся.

В Карачаево-Черкесии, в посёлке Нижний Архыз, с советских времён находится специальная астрофизическая обсерватория.

Это самый большой оптический телескоп в Евразии, а если быть точнее – это целый комплекс обсерваторий, который в нашей стране является крупнейшим центром наземных астрономических наблюдений. Добраться туда из Сочи не проблема, курортные любители астрономии в Нижнем Архызе бывают регулярно.

Но чтобы у наших детей возникло желание побывать на таком объекте, сначала они должны получить первые впечатления о Космосе. И эти впечатления должны быть максимально яркими.

Для этого в Сочи и нужен стационарный планетарий.

Сегодня читают