Истории
Первый в этом году круглый стол по проблемам турбизнеса, прошедший 17 января в отеле Хаятт, показал – время идет, а задачи отрасли не решаются. Кто виноват и что делать?
Камни преткновения
Что мешает предпринимателям? Несовершенство логистики и инфраструктуры, снижающее впечатление от отдыха уже с первых шагов на курорте. Из-за отсутствия удобных подъездных путей к сочинскому жд вокзалу люди с сумками вынуждены пробиваться через потоки автобусов и машин, даже такси негде припарковаться! Туалеты – единственный бесплатный из которых – в известной сети фаст-фуда. Лоскутное одеяло из подведомственных объектов показа – природных и архитектурных достопримечательностей, и общенародное достояние, давшее начало курорту Сочи – Мацеста, находящееся в частных руках. Хитросплетения из частно-федеральной собственности с необходимостью особенных договоренностей, до которых туристу нет дела, существенно отравляют жизнь работникам туротрасли.
Чтобы привезти группу иностранцев на объекты Нацпарка, нужно не только писать письма руководству, но еще и следить за чистотой туалетов. Повлиять на чистоту в этих туалетах и сервис, несмотря на то, что посещения природы в Сочи удовольствие платное, никто не может.
Специфика курортного гостеприимства: эвакуаторы. Приехали в Сочи туристы на своем авто. Решили в Имеретинке на самом протяженном пляже искупаться. Выходят из воды, а машины нет. Без комментариев. В Испании, к примеру есть карта парковок, которая выдается туристам при въезде. Что туристы, сочинцы за такую карту продали бы душу! Сами знаете, кому…
Говорили и о том, что в Сочи нет специального дайджеста-гида: лучший ресторан, лучший бар – а ведь это - уровень качества, ориентир для туристов...
Слово к делу не пришьешь
«Поговорили - разошлись», - так охарактеризовала встречу одна из участниц круглого стола. Почему? Потому что сочинский турбизнес обсуждает проблемы, но не объединяет силы для их решения.
Какие могут быть проблемы, когда СМИ бодро рапортуют о рекордных показателях сезона 2016? Между тем сейчас отели преимущественно пустуют, опустела и бурно отметившая новогодние праздники Красная Поляна. Легко козырять цифрами в период санкций, а как заполнять город во внесобытийное время, распределить загрузку курорта для эффективной стабильной нагрузки в любой сезон – проблема, решение которой лежит в плоскости совместной работы представителей туриндустрии, курортов, объектов показа, рестораторов и администрации города.
Корабль без капитана
- Ключевая проблема сочинского турбизнеса – разобщенность, - уверена директор ТБК «Аэлита» Александра Сердюченко, – Организованного бизнес-партнерства в сфере гостеприимства в Сочи так и не появилось. Не было доолимпийского механизма, не появился он после удвоения вместимости и качественного изменения городской среды. Не произошло создание «мягкой инфраструктуры» - превращение опыта, знаний, репутации, иных неосязаемых ценностей в капитал, приносящий доход, измеряемый в деньгах. Хотя было много попыток. Работающие сейчас на сочинском рынке организации были в свое время созданы в Москве и Санкт-Петербурге, и здесь они лоббируют свои интересы.
Чтобы комплексно решать вопросы сервиса, куда входит и логистика, и инфраструктура, и взаимодействие с государственными структурами, и налаживание партнерских отношений, нужна единая организация – сплав административного и бизнес-ресурса - Некоммерческое партнерство, Ассоциация, Туристско-Информационный центр, маркетинговое бюро – любая из форм, успешно функционирующая в мире и в регионах России. И только у нас бизнес решает свои вопросы сам.
Единственным примером последних лет совместного привлечения в Сочи массового туриста был проект «5 причин приехать в Сочи»- презентационных туров для различных целевых аудиторий курорта, в реализацию которого включились основные игроки рынка при непосредственном участии администрации города. Проект был реализован, но продолжения, в виде организации, отвечающей за формирование схемы взаимодействия «клиент-продукт» не последовало.
Реклама курорта должна работать на бюджет
По мнению Александры Сердюченко сейчас руководители туркомпаний поглощены решением задач своего бизнеса в новых экономических условиях. Администрация, не успев отойти от пикового сезона 2016, уже задействована для реализации крупных, но очень коротких в масштабах года мероприятий. Кто занимается на курорте стратегическим планированием, которое должно быть направлено на привлечение в Сочи иностранного туриста и круглогодичную загрузку курорта? Назовете человека, компанию?
- Если в прошлом сезоне удалось сработать за счет того, что были закрыты Турция и Египет, в новом году такого не будет. Российского туриста у Турции нам сейчас не переманить. И точно курорту необходимо целенаправленно заниматься привлечением туристов из-за рубежа. Городу нужен новый рынок за пределами России. И эту задачу могут решить городские и региональные власти, у которых есть для этого ресурс. Успешным сезон «делает» информационное сопровождение – реклама и продвижение дестинаций, событий, достопримечательностей. Например: в феврале в Сочи пройдут Всемирные Военные игры. Для гостей доступ к площадкам будет свободным. Как это событие рекламируется за пределами Сочи? Рекордное количество туристов было в 2016 году, как неоднократно сообщалось в СМИ. По моему мышлению предпринимателя и бизнесмена, почивать на лаврах рановато. Анализ рынка, работа над ошибками, поправки в тактику, каналы и стратегию эффективного формирования и использования рекламного бюджета для дальнейшего продвижения курорта на мировой рынок должны продолжаться системно и адресно. И рекламная кампания курорта – это не только издание буклетов с информацией о прошедших событиях, отелях и уникальных местах, а анонсирование ресурсов и продуктов на максимально большом количестве доступных площадок и каналов. Мы говорим о градообразующей отрасли и подходы здесь должны быть соответствующие с привлечением всех заинтересованных сторон и в городе и за его пределами. Но точно, лучше самих жителей, туристов и предпринимателей на курорте никто не знает что им нужно. И никто, кроме самих сочинцев (не по рождению, а месту работы и жительства) не сделает пребывание туриста комфортным, бизнес прибыльным, а жизнь счастливой.
Америка, Европа…
И без профильного образования понятно: за Гостями курорта – туристами – надо идти на мировой рынок. Дрейф судна без капитана – опасная игра без правил и пункта прибытия.
Изучение, выстраивание отношений, формирование предложений и поиск решений, поступательное движение от одной задачи к другой – системная кропотливая работа команды единомышленников. На одном неравнодушии здесь далеко не уедешь и обсуждениями не обойдешься.
Без купюр
Обсуждение прошедшего круглого стола в Интернете заслуживает отдельного описания хотя бы потому, что отражает умозаключения участников рынка и клиентов – конечных потребителей туристических услуг.
«Таких ленивых, самоуверенных и безграмотных продажников, как в сочинских отелях, не видели больше нигде. В Москве за каждую группу отели дерутся, а сочинские думают, что к ним и так поедут… Вот и результат…»
В качестве противоядия сочинцам советуют: «Поехать по корпорациям с презентацией отелей и посмотреть конкурентные предложения Казани, Грузии и прочих лидеров 2016 года».
Корень зла участники обсуждения видят в том, что «лицо турбизнеса определяют отельеры, рестораторы из числа тех, кто имел деньги, вложил, развивался, пока само в рот текло… Вторая часть проблемы заключается в неумении договариваться. Разве есть (на первый взгляд) связь между туалетом в Дендрапарке и элитным круизным лайнером? Оказалось, есть. Тогда организаторы туров должны уметь договариваться с объектами показа».
Не отстает и общепит: «дубовые фрукты, супы с грибами для детей. Все это ужасно! Это широкий ассортимент шведского стола в великолепном замке «Богатырь»!!! А на набережной – киоски 90-х годов, мрак!!! А ресторан «Ла Луна»!!! Грязные стулья, грязные туалеты! Мрак!»
«Сервиса нет… Если он есть, то груб и неадекватен… Нет контроля за соблюдением стандартов…»
«Отели цены ломят, корпораторы в шоке, все пляжи и реки уже монополизированы. Город праздники делает, но не курортного масштаба. Так, чтоб вся Россия слеталась, нет ни одного. Зато на фонтан тратят по 240 000 в день и в дождь и в снег, а кому он нужен зимой? Нужны музеи, парки, концерты. Посмотрите на Париж, Сингапур – это города для туристов. А наш город – для выживания частного капитала».
Из песни, как говорится, слов не выкинешь… Выводы напрашиваются сами.