Истории
Россия снова представлена на Оскаре. И вроде бы безыскусные пристрастия Американских киноакадемиков для нас не показатель (всем известно: ребята там далеко не лучших вкусов и иногда не самых честных правил). Но, тем не менее, как говорится, мелочь, а приятно. Среди номинантов на самую распиаренную в мире премию – снова Андрей Звягинцев со своей пронзительной, очень точной и тем самым нестерпимо страшной «Нелюбовью». Само по себе то, что этот совсем непростой фильм за океаном поняли, уже удивительно. То, что смогли расслышать и оценить еле уловимый лейтмотив: инфантильность и всепоглощающий эгоизм – глобальная проблема целого поколения. Страны, где каждое проявление искреннего светлого чувства – исключение из пугающего правила. Да и сама страна (на готовой бросить ребенка матери футболка с надписью «Россия») – такая же безжалостная бессердечная кукушка. По Бродскому просто – «к равнодушной отчизне прижимаясь щекой». Фильм глубокий, глубинный, метафоричный, не для поверхностного бездумного просмотра. Кино, где каждая деталь – продумана, где нет ничего лишнего, где важна каждая мелочь (собственно, это и отличает великое произведение искусства от грубо отделанной халтуры). И, как обычно, потрясающий видеоряд (ох, как же Андрей Петрович ругает всегда за мой любимое слово «картинка») с бесконечными цитатами из произведений блестящих художников-философов, со множеством отсылок к работам сильнейших мировых творцов.
http://finstars.org
Прочить награду «Нелюбви» при всем моем преклонении перед этим фильмом я не берусь: он все же немного вне оскаровского формата. «Левиафан», сама его тема, была на том континенте, бесспорно, куда ближе. По мне, на главную награду вполне может рассчитывать шведская драма «Квадрат» Рубена Эстлунда. Его «Форс-мажор» в 2014 году на Оскар уже заявляли, но номинации фильм тогда удостоен не был.
Это – из лучшего в мире.
Что касается собственно англо-говорящего кинопроизводства, то борьба, на мой взгляд, обещает быть вполне себе любопытной. Один из главных претендентов – обласканная кинокритиками «Форма воды» Гильермо Дель Торо. Фильм об уборщице, которая влюбилась в подопытного мутанта, уже успел получить Золотого Венецианского льва, Золотой глобус за лучшую режиссуру. И рекордное количество номинаций на Оскар –целых 13 штук. Несмотря на это, делай я ставки у букмекера, вряд ли выбрала бы его. Как, пожалуй, и ленту «Темные времена» англичанина Джо Райта (это он снял три фильма со своей любимицей Кирой Найтли – «Каренина» вышла спорной, «Гордость и предубеждение» – громким, а «Искупление» принесло режиссеру Золотого льва Венеции). Просмотр серьезного байопика об Уинстоне Черчилле, на мой взгляд, развлечение весьма сомнительное. Сценарий не то, чтобы блестящий, режиссура не то, чтобы выдающаяся, операторская работа тоже вполне себе среднестатистическая. Но глазу все же есть, за что зацепиться. Не только я, все наперебой восторгаются игрой Гэри Олдмена (сыграл Черчилля) и прочат ему статуэтку за лучшую мужскую роль (это вторая его номинация).
https://my-hit.org
Еще один соискатель, оскаровско-глобусовскй завсегдатай – Пол Томас Андерсон (он номинировался на главную американскую кинонаграду уже 6 раз) с картиной «Призрачная нить». Драма о гениальном кутюрье и его своенравной музе претендовала и на Золотой Глобус, но наград не получила.
http://www.kino-teatr.ru
Если бы мне нужно было бы сделать ставку в этой американской рулетке, я не потянула бы руку ни к красному, ни к черному. Все фишки – на зеленое, к бесспорному «зеро» этой премии, фильму «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Да, это – претензия на искусство, да, совершенно не формат Оскара, он выше и поэтичнее примитивных масскультовых требований киноакадемиков. Военная драма, отнюдь не похожая на скроенного с использованием стандартных приемов какого-нибудь «Спасти рядового Райана», просто обязана получить статуэтку за лучший монтаж. Три плоскости (небо, море, земля), три временных измерения (неделя, день, час) сведены воедино просто виртуозно, мастерски. Новатор и экспериментатор нарушает десятки базовых правил и законов монтажа, еще со времен «Начала» все знают, как любит он соединять несоединимое. Есть такие критики, которые уже назвали картину едва ли не лучшей в карьере режиссера. А послужной список у Нолана немалый. У него куча номинаций на Оскар и Глобус («Помни», «Престиж», «Начало», «Интерстеллар» получили не по одной статуэтке, правда, ни разу – за лучший фильм) и гора побед на всевозможных кинофестивалях. Кажется, сейчас, если киноакадемикам не захочется сделать вид, что они разбираются в неспешных политических хитросплетениях, у Нолана есть реальный шанс отхватить вожделенный суперприз.
http://images.cgmagonline.com
Это если объективно и учитывая предпочтения оскаровского жюри – эпичность, масштабность, патриотичность, чуть-чуть новаторство. Если субъективно, то и у меня есть личный фаворит. Мартин Макдонах, автор пьес «Сиротливый запад», «Калека с острова Инишмаан», «Однорукий из Спокана». Прекрасный английский драматург снял свой третий полнометражный фильм – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (список побед и номинаций на всевозможных фестивалях более чем внушительный, в том числе три Глобуса – лучший фильм, лучшая женская роль и мужская второго плана и – не удивительно – лучший сценарий). В этом году фильм Макдонаха впервые стал претендентом на самую желанную кинематографистами статуэтку. До этого драматургу исправно из года в год отдавали золотых человечков за лучший сценарий (в этом году, скорее всего он традиционно заберет его же, а лучшим фильмом признают какой-то другой, просто руководствуясь принципом «всем сестрам по серьгам»). За что стоит любить «Три билборда» и все тексты Макдонаха? За точные, филигранные диалоги с огромными сольными партиями, почти полностью состоящими из непечатных слов, за то, что вся проза-драматургия – без пяти минут поэзия.
https://www.startfilm.ru
Что касается другой, не менее важной номинации, то самыми вероятными претендентами на звание лучшего режиссера называют Дель Торо, Нолана и Андерсона (мои симпатии здесь всецело на стороне Дель Торо).
Лучшим актером года критики упорно называют Олдмена, а вот насчет актрисы – мнения разделились. Большинство прочат статуэтку нестареющей Мэрил Стрип («Секретное досье»), другие – такой же вечно молодой Френсис Макдорманд («Три билборда»), третьи ждут от жюри нестандартных ходов и предрекают победу англичанке Салли Хокинс за главную роль в «Форме воды».
https://pbs.twimg.com
Не удается критикам прийти к согласию и с выбором наиболее возможных претендентов на статуэтку за исполнение ролей второго плана. Споры ведут вокруг тройки – Пламмер – Дефо – Рокуэлл (фильмы «Все деньги мира», «Проект “Флорида”», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»). Отвечая на вопрос о лучшей женской неглавной роли, и вовсе теряются. Статуэтку за лучший сценарий критики готовы отдать Макдонаху и Дель Торо.
Пока весь мир спешно отсматривает кино новинки, чтобы ближе к марту гармонично влиться в стройные ряды диванных критиков, в холодной заснеженной Москве ведут большую войну. Неугомонное министерство культуры продолжает бесплатно пиарить премьерные фильмы. Им, пожалуй, скоро процент отчислять можно будет. На этот раз вполне себе драматичные страсти развернулись вокруг фильма Армандо Ианнуччи (простой вопрос: что знали вы о нем до сегодняшнего дня? Так же, как и я – ничего?) под названием «Смерть Сталина». В английской комедии российские чиновники от культуры обнаружили … признаки экстремизма. Минкульт лишил фильм прокатного удостоверения, киносоюз немедленно (и, надо сказать, справедливо) отреагировал: вот он, инструмент цензуры.
https://www.startfilm.ru
Кажется, хороший повод поржать – не только сама комедия, но и ситуация, которая развернулась вокруг нее. Оказывается, православные и коммунисты в нашей стране оскорбляются одинаково. У всех, знаете ли, свои святые. У кого над кроватью – иконка Христа, а у кого – портретик Джугашвили. Но верх этой совершенно кафкианской истории – пылкое высказывание Якова, Сталинского правнука, который назвал создателей фильма «нелюдями». Ржете? Вот и я. Прям представляю, как после интервью Джугашвили-очень младший злобно шепчет в усы: «Расстрелять».
Ианнуччи снимал фильм о том, что тиран позорно умер, но тирания живет. Хотел беззлобно посмеяться, а внезапно задел за больное. Снимал про давно минувшие дни и совсем другую страну, а нечаянно вдруг вышло – про сегодня и про нашу. Минкульт позорно доказывает: дело Сталина и правда живет и процветает. Фильм то так себе, вот только вынуждают смотреть (как же теперь пропустят?)
Казалось бы, только что все осмеяли Минкульт за попытку задвинуть несчастную «Матильду», и тут – на тебе, новый бред. Ну что ж, будем считать, что никому не известному Ианнуччи просто повезло. Ах, знал бы он, какая его ждет чудесная реклама, не потратил бы, пожалуй, на пиар-компанию ни одного фунта.