Истории
Они знакомят многочисленных туристов с достопримечательностями Сочи, знают, где растет самый южный чай и могут рассказать, чем изобилует богатая природа и история Черноморского побережья.
Они – экскурсоводы, люди, от таланта и уровня подготовки которых во многом зависит то, какое впечатление останется от нашего города у гостей курорта, с чем его будут ассоциировать – с байками о мертвой невесте или с историей окончания русско-турецкой войны на Красной Поляне.
Кто во что горазд
Экскурсионный бизнес в сезон становится лакомым кусочком для тех, кто хочет заработать на огромном количестве отдыхающих, приезжающих со всей страны, чтобы влюбиться в свой Сочи. И на каждого желающего находится экскурсовод – разговорчивый водитель такси, предприимчивый сосед с джипом рядом с мини-гостиницей, или гид, найденный по интернету на одном из многочисленных сайтов. И если качество экскурсии в первых двух случаях – вопрос сомнительный, то работу гида можно предварительно оценить по отзывам тех, кто уже побывал на его экскурсиях.
- Количество экскурсоводов в летний сезон достигает двух тысяч, - рассказала в интервью SOCHI123 заслуженный работник курортов и туризма Кубани, действительный член Национальной Академии Туризма, руководитель и разработчик программ подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, председатель общественной организации «Сочивед» Надежда Кучерявая. – Это огромная цифра, если учесть, что круглогодично в Сочи работает только две экскурсионные фирмы со штатом экскурсоводов 20 человек. Многие из тех, кто предлагает в сезон свои услуги гостям курорта, работает нелегально. Они не платят налоги, не отвечают за достоверность фактов, байками заполняют пробелы в знаниях. Мы с коллегами как-то слушали одного подобного экскурсовода – профессии она не обучалась, но ее это не смущает, водит экскурсии по вечернему Сочи, а потом везет туристов на Дачу Сталина вызывать его дух. Говорит, что неплохо зарабатывает.
Любой каприз за ваши деньги
Нелегалы отбирают у официального бизнеса более половины клиентов, а, соответственно и львиную долю дохода. В интернете можно найти миллион вариантов интересного времяпрепровождения на курорте – от квест-экскурсий по городу до мототуров в Абхазию и Крым. Цены на последние начинаются от 45 тыс. руб. на человека.
В Сочи найдут себе приключения и любители спиритических сеансов в развалинах со страшилками про неприкаянные души грешников, и ценители смешных малых архитектурных форм – на забавные памятники курорта можно посмотреть всего за 3 тыс. руб. Вам уже смешно? Мистика чуть дороже – тайны курорта обойдутся в 5 тыс. руб. за экскурсию.
Сайт Трипстер предлагает своим клиентам сервис «экскурсия от местных жителей». За 5 тыс руб. можно окунуться в «коммунистический рай» сталинских дворцов, за 13 тыс. руб. провести ночь на диком пляже, от 1,5 тыс. руб. будет стоить прогулка по следам старика Хоттабыча.
Если есть спрос – есть и предложение. Пока люди готовы платить за байки и прибаутки из серии «страшилок из склепа» уровень летних экскурсоводов не улучшится. Разумеется, мы говорим о тех, кто работает на себя или фирму-однодневку, которая не дорожит ни своей репутацией, ни стандартами профессии.
Лицо курорта
- Когда мы создавали общественную организацию «Сочивед», в которую входят профессиональные экскурсоводы и гиды-переводчики перед нами стояла цель повысить роль экскурсовода в формировании положительного имиджа Сочи как курорта мирового уровня, - рассказывает Надежда Андреевна. – Экскурсовод должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания. Я считаю эту профессию интеллектуальной элитой туристической сферы. Профессионала отличают не только знание материала и методики ведения экскурсии, культура и техника речи, но и владение психологией, умение улаживать конфликты, находить общий язык с экскурсантами. Чтобы выявить лучших, мы проводим конкурс экскурсоводов. В 2018 году первое место заняла Полина Смирнова, в 2019-м – Анна Кунина.
По словам Надежды Андреевны, интерес к получению профессии экскурсовода возник в период Олимпиады и держится до сих пор:
- Мы ведем набор на курсы дополнительного профессионального образования два раза в год. Выпускаем в общей сложности 70-80 новых экскурсоводов. К сожалению, трудоустраиваются не все, так как в официально работающих фирмах штат уже укомплектован. Но мы не теряем с ними связь, они вступают в профессиональное сообщество, становясь членами «Сочиведа», получают необходимую методическую информацию, например, сейчас мы проводим обучающий цикл экскурсий «История Сочи в архитектуре».
По словам Надежды Андреевны, сейчас профессия экскурсовода носит ярко выраженный сезонный характер. Но так было не всегда.
Форель и мандарины
Здание сочинского Турбюро на Навагинской,14, с фасадом, украшенным авангардным мозаичным панно в советское время было сердцем экскурсионной жизни курорта. Только представьте – штат из 200 экскурсоводов в круглогодичном режиме обслуживал всех, прибывающих на курорт отдыхающих.
- Летом, когда поток экскурсантов увеличивался, приглашали совместителей, работали без выходных, но и получали в месяц в три-четыре раза больше, чем рядовой инженер, - вспоминает моя мама, которая в 70-е годы работала в турбюро экскурсоводом. – Нас обслуживали два автопарка – второй и третий, не считая интуристовских и санаторских автобусов. Ежедневно на маршрутах работали сорокаместные Икарусы, жесткие и мягкие Лазы на 30-35 мест, Пазы на 20-25 человек. Экскурсии проводились в любую погоду.
Маршруты в сочинском Турбюро делились на городские и дальние. «Большое кольцо» - одно или двухдневный маршрут до Сухуми – в одну сторону на автобусе, обратно – на катере. «Малое кольцо» - до Пицунды.
- Большой популярностью пользовалась открытая в середине 70-х годов Новоафонская пещера. И, конечно же, маршрут Пицунда-Рица. Однажды на смотровой площадке на Рице я насчитала 40 Икарусов. Это 1 600 человек.
В межсезонье экскурсоводы не простаивали – знакомили с достопримечательностями Сочи и Абхазии отдыхающих из многочисленных санаториев и работников по линии профсоюза, ездили на методические занятия и курсы повышения квалификации, бывали в ознакомительных поездках по Кавказу и пр.
- Зимой отдыхающие рвались в Сухуми – там были самые модные новинки легкой промышленности Абхазии, которые с удовольствием раскупали женщины – шарфики, косыночки, заколки. И, конечно же, никто не возвращался без мандаринов, хотя с экскурсоводов брали расписку о том, что мы обязуемся не вывозить мандарины до тех пор, пока их не отправят в Москву, - вспоминает мама. – На обратном пути, проезжая через пост, громко пели песни, чтобы пограничники не проверяли автобус.
Были среди советских экскурсоводов и те, кто умел делать «левые деньги» на маршруте – предлагал экскурсантам заехать, например, в Новый Афон по дороге в Сухуми. Однажды одного такого предприимчивого экскурсовода по неведению «сдал» один из туристов. После экскурсии в Абхазию он написал письмо-предложение в Турбюро. На общем собрании из него зачитали цитату: «Экскурсия прошла хорошо, но я не знаю, целесообразно ли второй раз заезжать на Форелевое хозяйство…» Не надо говорить о том, что Форелевое хозяйство вообще не входило в этот маршрут, а уж по второму разу за одну экскурсию… Проштрафившегося экскурсовода лишили премии и сняли с дальних маршрутов.
Централизация и аттестация
Спустя почти 30 лет после развала Советского Союза в разных сферах жизни заметна тенденция к возврату к некоторым «советским» формам ведения дел. Например, бизнесмены объединяются в ассоциации, чтобы отставать свои права (чем не профсоюз?), сочинские власти ездят по промышленным городам России с рекламой курортного турпродукта чтобы заполнить санатории в межсезонье. Только раньше все это делало государство – планировало и содержало, а теперь приходится это делать на местах. К чему я это?
А к тому, что в сфере экскурсионного бизнеса такая же история. Те, кто в 90-е создали свои экскурсионные фирмы (кстати, сами же экскурсоводы бывшего Турбюро) и работают легально – участвуют в конкурсах, зарабатывают необходимые баллы, для того, чтобы в сезон поставить точки в самых выгодных местах понимают, что у них нет реального механизма защиты от нелегалов, которые обогащаются, не участвуя в экономике города.
- Мы четвертый год ждем, когда Госдума примет закон об обязательной аттестации экскурсоводов. – рассказывает Надежда Кучерявая. – Если будет введена обязательная аттестация, будет повышаться уровень экскурсоводов и снижаться количество нелегалов. Также необходимо укрупнение фирм, чтобы проводить методическую работу, которой сейчас никто не занимается.
https://sochistream.ru
Сочи растет и развивается. И главные люди, которые могут профессионально об этом рассказать – экскурсоводы. Они – рекламное лицо города, от имени которого встречают многомиллионную армию туристов. Стоит ли стремиться сделать экскурсионный бизнес лучше? Думаю, да.