Главная » Истории » Невостребованное образование

Истории

Невостребованное образование

11.10.2016АвторАнна Грицевич

Качественное высшее образование-это, конечно, залог успешной карьеры в будущем. Но его получить становиться все сложнее и сложнее, по разным причинам. Тут и банальное отсутствие финансов у родителей, а также нежелание детей дальше учиться в школе и сдавать ЕГЭ.

Выходом из положения всегда были средние специальные заведения. Для многих такое образование стало трамплином для дальнейшей учебы и карьеры. По сравнению со своими сверстниками учащиеся сузов быстрее взрослеют: одноклассники еще ходят в школу, а ты уже студент, получаешь профессию.

У меня было именно так. В 90 году, когда я закончила 9 класс, мама решила, что «хватит просиживать штаны в школе и строить глазки мальчикам» и подала мои документы в дошкольное педучилище. Она считала, что это очень хорошая профессия — быть воспитателем детского сада. Мама сама всю жизнь отдала педагогике. Пришлось быстро взрослеть, каждый день просыпаться в 6 утра и через весь город с двумя пересадками ехать на «пары». Многое было непривычным, к примеру: во всем училище были одни девочки, и не кому было «глазки строить». Зато рядом располагалось военное авиационное училище, раз в месяц проходили совместные вечера с танцами. Воспитатели должны быть всесторонне развиты, поэтому нас учили рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах. Учиться было весело, до сих пор мы все на связи, а учеба вспоминается с теплотой. Ну, все это лирика, у мамы моей были вполне рациональные мысли — после окончания училища можно было поступить сразу на третий курс пединститута, причем без экзаменов. Мне, правда, это не пригодилось, быстро поняла — педагогика — не мое. Да и многие мои однокурсницы в дальнейшем получили совсем другие профессии. Но и в непрофильные вузы выпускникам сузов было поступить проще. Из нашей группы только несколько человек продолжили образование и стали педагогами. Такое тогда было время. Рождаемость в 90-е резко упала, детские сады закрывались, а воспитатели получали копейки. И даже в таких условиях всем выпускникам предоставлялась работа. Но речь не об этом. Речь о том, что среднее профессиональное образование когда-то было востребовано и давало определенные преференции. Ведь таким же образом можно было поступить на третий курс любого вуза и факультета, даже юридического и экономического. И так было до недавнего времени.

Когда мои дочери закончили 9 класс, я тоже решила, что продолжать школьное образование они не будут. Мне было жаль моих девочек — подготовка и сам ЕГЭ - испытание сложное, хотелось уберечь их от этого. Одна дочь хотела стать прокурором, было решено, что она поедет учиться в Воронеж, другая вообще не определилась, поэтому я, как моя мама когда-то, взяла выбор профессии в свои руки. Выбрала для нее специальность «Ландшафтное строительство», она без проблем, по результатам Государственной итоговой аттестации поступила в колледж сочинского РУДН. Признаюсь, эта профессия - моя мечта, которую, казалось, я смогу реализовать в своем ребенке. Тем более живем мы в Сочи, где ландшафтный дизайн самое востребованное направление, по крайней мере, мне так казалось.

Не буду рассказывать про качество обучения. Только на 4 курсе мой ребенок, так сказать «вошел во вкус». Диплом защитила на «пять». Оказалось, что диплом этот никому не нужен. Продолжить обучение по этой специальности в сочинском отделении РУДН невозможно. Ее нет в программе высшего образования.

Можно было поступить на специальность «Экология», но только на первый курс и на общих основаниях. Ближайшие вузы, в которых можно продолжить образование по профилю, находятся в Воронеже и в Москве. Оказалось, что в прошлом году все льготы для выпускников сузов отменили. И каждый вуз сам решает, что с ними делать, ведь ЕГЭ они не сдавали. Где-то ввели экзамены, где-то собеседование.

Был найден вуз, который принимает выпускников сузов без экзаменов и только на первый курс — Иркутская сельскохозяйственная академия, где традиционный недобор на специальность «Ландшафтный дизайн», поскольку в Сибири эта отрасль особенно не развита. В результате, пока все выясняли, набор уже закончился. Несколько человек из группы все же продолжили обучение в РУДН по специальности «Экология», остальные пошли работать, продавцами, официантами. Ни один человек не устроился по профилю. О таком понятии как распределение уже давно забыли.

Почему-то компании занимающиеся озеленением города совершенно не заинтересованы в приеме на работу молодых специалистов. Если где и требуются дизайнеры, то с опытом и высшим образованием. Даже простым озеленителем не устроишься, хотя эта работа не требует специальных знаний. Вот теперь думаем, что делать: где получать опыт, и в каком городе продолжать учебу. Возможно, придется переквалифицироваться.

Получается, когда государство говорит, что в стране не хватает специалистов со средним образованием и нужно его поддерживать - оно лукавит. Потому что выпускнику суза устроиться на работу фактически невозможно. Вторая моя дочь, которая получила среднее юридическое образование в области пенсионного законодательства, так же не востребована. В ее воронежском вузе можно продолжить обучение по этой специальности, но только платно и на общих основаниях, да еще и экзамены сдать нужно. Получается, чтобы получить полноценное образование - нужно учиться 9 лет!

Четыре года в колледже, 5 лет в вузе, а если на заочном - все 10! Оказывается, востребованы сейчас только выпускники педагогических колледжей, открываются новые детские сады и школы, детей рождается очень много. Остальные специалисты со средним специальным образованием предоставлены сами себе. Возможно, в ближайшее время в России начнут закрываться средние специальные заведения, поскольку смысла в них учиться теперь нет.

Сегодня читают