Истории
А вы смотрели «Викинга»?.. Отрицательный ответ кому-то может показаться неприличным: как можно быть не в тренде, когда всё прогрессивное человечество в эти новогодние каникулы голосует руками и ногами за «Викинга»? Но «наш ответ Чемберлену» - поход на трагикомический мюзикл «Ла-ла-ленд», который одной из первых посмотрела Нина Булычёва.
«Что скажешь, - спросил приятель, узнав, что накануне мы ходили на премьеру фильма «Ла-ла-ленд», - стоит посмотреть?» «Для новогоднего настроения - самое то, - ответила, не задумываясь, - особенно если ты любишь джаз». И уже отправив СМС, засомневалась: а так ли нужно любить джаз, чтобы получить удовольствие от этого фильма?.. И почему члены Голливудской ассоциации зарубежной прессы, которая присуждает награды престижного «Золотого глобуса», впервые за всю историю не «размазали», как у них водится, премии тонким слоем между несколькими картинами, а практически все призы отдали незатейливой, на первый взгляд, музыкальной ленте?.. Неужто все они – поклонники джаза? Да ладно, не надо ля-ля!
Казалось, выбор очевиден: в эти новогодние праздники непременно нужно идти на «Викинга». К этому призывала настойчивая реклама на главном федеральном канале, космический для российской киноиндустрии бюджет картины, и даже скандальные отзывы в соцсетях, казалось, добавляли интереса у зрителей. Нет, правда, раз составляют петиции о запрете показа фильма – надо, наоборот, сходить посмотреть. Ну, вот такой у нас народ, поперечный. И голосует часто не за тех, за кого бы надо, и любит не тех, кто на коне, а кого бьют и топчут.
Впрочем, умные люди сегодня не очень-то верят рекламе, а прежде, чем купить билет в кино (чаще всего, заметим, отнюдь не дешевый!), заходят, например, на популярный сайт КиноПоиск и смотрят рейтинг, составленный по отзывам никаких не кинокритиков, а обычных зрителей. Зашли на него и мы, когда возник спор, стоит ли посвятить один из новогодних вечеров походу на «Викинга». Увы, рейтинг скандального кино «зашкаливал», но совсем в другую сторону: свыше 21 тысячи зрителей поставили ему среднюю оценку 5,1 – недопустимо низкую, как утверждают знающие кино люди. И уж тем более недопустимой была такая оценка на фоне продолжающихся по ТВ репортажей о победном шествии «Викинга» по экранам страны. Зато рядом с «пятерочкой», которая в данном случае означала отнюдь не отличную оценку, мы обнаружили цифру 8,7 напротив ленты «Ла-ла-ленд». Ну, про триумф молодого режиссера, захватившего накануне практически все статуэтки «Золотого глобуса», не слышал разве что ленивый, который верит только тому, что показывают на «Первом». Поэтому решено – идем на мюзикл!
Сюжет фильма оказался прост, как апельсин на новогоднем столе: джазовый пианист, талантливый, но бедный, влюбляется в начинающую актрису – причем не факт, что талантливую, и уж точно не кукольно красивую, как оно бывает в Голливуде. И если поверить слогану фильма - «Бесстрашным мечтателям посвящается…», то можно было подумать что пианист в финале точно станет богачом и знаменитостью, а его возлюбленная – звездой экрана, и они будут любить друг друга не только в горе, но и в радости, разумеется, поженятся и вообще будут счастливы… Не раскрывая всех карт, скажу единственное: в трагикомедии (а именно в этом жанре снят фильм) так шоколадно не бывает. Поэтому будут и неожиданные повороты, и перевертыши, и грустные ноты, которые тоже случаются в джазе.
Кстати, о нотах. Петь в фильме начнут практически с самого первого кадра – снятого, заметим, так мастерски, без единой склейки (притом, что поет и танцует уйма народу), что все дальнейшие «склейки» между обычным повествованием и вдруг пением, а также неожиданными танцевальными «па» не казались ни искусственными, ни лишними. Нет, все-таки лучше американцев никто мюзиклы до сих пор снимать не умеет – на мой, разумеется, взгляд.
Впрочем, было бы нечестно не упомянуть о шумной компании, которая в самые лирические моменты фильма, и особенно на исповедальных песнях героини, принималась громко хихикать – ну, веселится молодежь, тем более, подогретая пивом и праздником. Однако до конца сеанса зал не покинул ни один зритель. И аплодисменты в конце были дружными и вполне искренними.
…Мы шли по ночному Новому Арбату, заметенному снегом и пока еще неубранному, и делились впечатлениями. Говорили: чудесный главный герой – а интересно, он действительно виртуозный пианист?.. Спорили: почему героиня такая некрасивая? – да ладно, в финале она прелестна… А, кстати, вы видели, что известный артист, который сыграл главную роль в оскароносном фильме «Одержимость», здесь почему-то согласился сняться всего лишь в эпизоде?.. А режиссеру, между прочим, всего 31 год – казалось бы, что он может понимать в джазе, когда молодежь нынче все больше признает совсем другую музыку? И как он вообще может снимать ТАКОЕ кино в такие-то годы?..
Потом уже, дома, нашли в интернете подробности, и оказалось, что «Ла-ла-ленд» - второй фильм молодого режиссера Дэмиена Шазелла, причем его первая лента, та самая «Одержимость» (там, если кто не видел, главный герой тоже был музыкантом, виртуозом-ударником в оркестре), уже получила три премии «Оскар» и «Золотой глобус». Кстати, «Одержимость» он снял всего за месяц, потому что сюжет давно задуманной картины «Ла-ла-ленд» никак не складывался, и режиссер попросту решил отвлечься. Ничего себе, «отвлекся»… А потом-таки снял свой долгожданный мюзикл, и получил за него вначале «Золотого льва» на Венецианском международном кинофестивале, а затем и приз зрительских симпатий (а это главная награда!) - на Международном кинофестивале в Торонто. Наконец, семь наград «Золотого глобуса» – за лучший фильм в категории «мюзикл или комедия», лучшее исполнение мужской и женской ролей, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую оригинальную песню и лучшую работу композитора – вообще из ряда вон. До этого только один фильм получил сразу три статуэтки, но чтобы сразу семь?..
Не думаю, что все члены жюри были одержимы джазом. Могу только предположить, что, как и простым зрителям, им понравилась мастерски снятая простая история без крови, погонь, катаклизмов, смертей, супергероев, шпионов и прочих страстей, зато есть много музыки, любви, обаятельных героев, хорошего наива. И потом, мы так соскучились по «бесстрашным мечтателям»…Похоже, одним из них был и сам Дэмиен Шазелл, придумавший всю эту историю в студенческом общежитии и подговоривший написать к ней музыку своего соседа, начинающего композитора?.. Так что не надо ла-ла, что джаз нынче не в тренде – просто пойди и посмотри!