Истории
SOCHI123 предлагает вашему вниманию заключительный выпуск отрывков из книги «Лики старого Сочи» написанной директором Музеяистории города-курорта Аллой Гусевой. За время интернет-публикации книга получила много отзывов, ее успели полюбить читатели. Надеемся, что следующий труд Аллы Валентиновны появится в нашем издании и станет таким же популярным.
Гостиница «Марсель»
Возросшее количество отдыхающих в Сочи после открытия санаторно-курортного комплекса «Кавказская Ривьера» повлекло за собой строительство гостиниц. Почти ежемесячно открывались новые гостиницы, имевшие громкие названия «Калифорния», «Сан-Ремо», «Бель-Вю», «Марсель».
Цены на гостиничные номера был и разнообразны, от очень дорогих для привилегированной публики до демократичных, доступных малосостоятельным гражданам - учителям, курсисткам, студентам.
«Квартирный вопрос в Сочи еще недавно составлял больное место курорта, ныне же потерял свою обостренность, но тем не менее и теперь цены на комнаты (в частных домах) колеблются в зависимости от наплыва приезжих… Далее идут гостиницы; в городе их уже достаточно. Вообще помещения в гостиницах недороги…»,- сообщает Путеводитель Г. Москвича в 1913г.
Все лучшие гостиницы находились на улицах верхней части посада. Здесь было проложено всего несколько улиц: четыре из них шли параллельно морскому берегу – Приморская (не изменила своего названия), Московская (в настоящее время ул. Орджоникидзе), Подгорная (в настоящее время - фрагмент Курортного проспекта, от Пролетарского подъема до ул. Театральной) и Нагорная (не изменила своего названия). Их пересекали три улицы - Александровская (переулок Морской), Михайловская (ул. Соколова) и Пограничная (ул. Театральная).
Недорогая гостиница «Марсель» была построена в 1910 г. на улице Подгорной, на открытке изображена начальная часть этой улицы (сейчас Курортный проспект в районе Органного зала).
Подгорная улица считалась менее пыльной, чем Московская, но все же и по ней для того времени было довольно активное движение. Через Подгорную улицу проходило Черноморско-Сухумское шоссе, транспорт преимущественно был гужевой, автомобили представляли большую редкость. Комичный случай описан в газете «Сочинский листок» 1913 г.: «По Подгорной улице ехал водовоз, на мосту, около гост. «Марсель», лошадь испугалась автомобиля и шарахнулась в сторону, парапет моста всего вышиной 4-5 вершков. Лошадь, понятно, слетела с моста и повисла между оглоблями и задержавшейся за камень бочкой. Усилиями публики лошадь освободили».
Первоначально в Сочи тротуаров не было, вдоль домов шли естественные тропинки, в сухую погоду растаптываемые в мелкую пыль, а в ненастье превращавшиеся в сплошное болото. Особенно непроходимыми становились эти тропинки на Мамонтовском спуске (в настоящее время Пролетарский подъем на Курортном проспекте). Спуск этот был значительно круче, чем сейчас, и размокшая глина создавала непреодолимые препятствия для пешеходов. После открытия гостиницы «Марсель» вдоль Подгорной был проложен удобный тротуар.
По воспоминаниям старожила К.А. Гордона Городская управа обязала всех домовладельцев Сочи устроить на улицах тротуары. «Кряхтя, сочинцы их соорудили. И хотя они были узкими, сочинцы потом ими очень гордились: ведь тротуары были только в губернском городе Новороссийске». В советское время, в период первой генеральной реконструкции Сочи, через улицу Подгорную пролегла главная магистраль курорта - Сталинский проспект (позднее Курортный проспект).
В гостинице «Марсель» до 1970-х гг. размещалась редакция сочинской газеты «Черноморская здравница». В настоящее время на этом месте сооружен подземный переход от Органного зала к «Луна-парку».
Фото из архива Музея истории
Пансион «Эйрене»
Почти к самой границе посада Сочи, на Верещагинской стороне, примыкало имение потомственной почетной гражданки Елизаветы Николаевны Толоконниковой (в настоящее время территория гостиницы «Жемчужина»).
В 1896 году этот участок в 7 десятин она выкупила у супруги статского советника Петра Васильевича Верещагина - Екатерины Афанасьевны. Вместе с мужем Василием Алексеевичем - членом Товарищества Верещагиных, Толоконникова построила дачу и открыла пансион, который назвала «Эйрене», что в переводе с греческого языка означает «мир».
В усадьбе был возведен довольно большой двухэтажный деревянный дом и бетонное ванное здание. К 1915 на участке Толоконниковой числились уже 4 жилых и 2 нежилых постройки, под пансион были отведены 25 меблированных уютных комнат. Елизавета Григорьевна была одной из самых состоятельных горожанок, общая стоимость ее недвижимости оценивалась в 107000 рублей.
Пансион «Эйрене» Толоконниковой считался одним из самых дорогих и фешенебельных на сочинском курорте. Он находился на самом берегу моря, в окружении большого тенистого парка с высокими деревьями, разбитого на 5 десятинах. Рядом был расположен городской общедоступный Ермоловский парк и Приморский бульвар, проходивший вдоль берега моря, изолировавший дачу от шоссе.
Многие путеводители начала XX века выделяют пансион «Эйрене» как один из лучших. «Хорошо поставленных пансионов в Сочи довольно много; из них можно указать на «Светлану» и «Эйрене»,- пишет А. Кисель. Рекламное издание Г. Москвича сообщает: «Дача «Эйрене», представляет все данные для удобного жилья. В двухэтажном доме имеется 10 комнат, ценою от 6 руб. 25 коп. в неделю (25 р. в месяц) и 1 р. 25 коп. в сутки… Пансион (кроме помещения) 60 р. в месяц. В отдельном флигеле также сдаются меблированные комнаты, но пансион обязателен. Имеются также заведение теплых морских ванн и души. Цена отдельной ванны 65 коп., по абонементу-50 коп. Купанье в открытом море в выдвижных кабинах- бесплатно».
О стоимости проживания на курорте дает представление справочник Ф. Доброхотова: «Жилищный вопрос в Сочи не составляет особых затруднений, и квартиры, и комнаты во всяком случае значительно дешевле, чем, например, в Ялте, Кисловодске, Ессентуках, Алупке и других лечебных местах».
После революционных преобразований и национализации в 1921 году на базе имения Толоконниковых был открыт советский санаторий неврологического профиля на 25 мест, где восстанавливали здоровье пациенты, прибывшие из разных концов России. Как отмечалось в одном из сочинских периодических изданий: «Народ большей частью молодой, из красноармейцев, матросов, авиаторов, рабочих, советских служащих и землеробов». Далее газета отмечает: «Больным выдается: 1 фунт хлеба, 6 зол. русского масла, 12 зол. сахара – пополам со сливами, 2 тарелки супу без мяса; на второе – мясо или рыба, и блюдечко компота, на ужин – 4 блинчика или кусок пирога с грушами, чай 3 раза в день… Большой парк, домашняя спокойная обстановка, друг больных – врач тов. Атлас, внимательные сотрудники санатории … благотворно восстанавливают расхлябанные нервы у бывших работников Республики».
В 1974 году на территории бывшего имения построена гостиница «Жемчужина», но одна из построек сохранилась. В этом здании размещается Сочинский отдел Управления федеральных автомобильных дорог по Краснодарскому краю Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «КУБАНЬ»).
Фото из архива Музея истории
«Мост через реку Сочи и буйволы в луже»
Почтовая открытка «Мост через реку Сочи и буйволы в луже» начала ХХ в. очень колоритно и образно отражает вид нижней части Сочи и его окрестностей.
Буйволы на Кавказе издавна использовались в домашнем хозяйстве, служили средством передвижения. С их помощью в Сочи строились здания, мосты, тоннели, их силу применяли на сельскохозяйственных работах. На 1 января 1898 года в Сочинском округе числилось 1457 буйволов.
Известный старожил города К.А.Гордон вспоминает картинки далекого прошлого: «Внутригородской гужевой транспорт тогдашнего Сочи был…экзотичен. Наиболее тяжёлые грузы, такие как камни, песок, кирпичи и дрова, перевозили почти исключительно на больших двухколёсных арбах, запряжённых парой могучих, но медлительных буйволов.
О силе и мощи этих животных можно судить по тому, как 180-и пудовый якорь – атрибут памятника «Якорь и пушка», был доставлен в Сочи из Якорной Щели при помощи буйволиной упряжки.
На улицах Сочи это была самая обычная картина: медленно движется арба; как бы нехотя вращаются, поскрипывая, огромные, почти с человеческий рост колёса; меланхолически бредут чёрные, с засохшей на боках грязью, под деревянным ярмом буйволы, а их погонщик – имеретин, примостившись на дышле арбы, поёт заунывную песнь. И скрип арбы, и песнь погонщика буйволов не только нарушают, а наоборот, как-то подчёркивают безмятежный покой пустынной, заросшей травой и полевыми цветами улицы». В Сочи буйволов использовали как тягловую силу вплоть до 1940-х годов.
Фотограф запечатлел не только обычную для того времени картину - выносливых животных, лениво погрузившихся в водоем, но и фрагмент первого моста через реку Сочи, до его открытия жителям приходилось переправляться вброд. В прессе сообщалось о визите в Сочи генерала Анненкова, возглавившего строительство Новороссийско-Сухумского шоссе: «…Верхом на казачьих лошадях М.Н. Анненков переехал вброд реку Сочи в трех верстах от посада Сочи, близ пос. Навагинка. Через реку было предположено построить железный мост с шестью пролётами». Когда Новороссийско-Сухумское шоссе в 1893 г. было доведено до Сочи, мост был возведен и более полувека служил сочинцам и гостям курорта.
В 1961 году на этом месте построен пешеходный мост, который является продолжением Парковой улицы и соединяет ее с ул. Егорова.
Сочинская газета «Красное знамя» от 17 марта 1961 г. пишет: «Комплексная бригада В.П. Василенко из строительного участка №5 «Севкавтрансстроя» начала закладку оснований пешеходного моста через реку Сочи. Он сооружается на месте старого Ривьерского моста. Авторы проекта – сотрудники Сочинского филиала «Гипрокоммунстроя» К.А. Звуков, О.Д. Курдяев и В.Ф. Кленов.
Одновременно с мостом на правом берегу реки Сочи строители соорудят из железобетона и бутового камня две лестницы к парку «Ривьера». Включившись в социалистическое соревнование в честь ХХII съезда КПСС, бригада В.П. Василенко дала слово закончить строительство пешеходного моста через реку Сочи к концу июня».
Сейчас это место узнать невозможно, уютная набережная реки Сочи утопает в зелени высоких платанов, высаженных в 1960-е годы.
Фото из архива Музея истории
Гостиница «Гранд-Отель»
Здание гостиницы «Гранд-Отель» было построено в верхней части Сочи, и фасадом обращено в Приморский парк (в настоящее время ул. Приморская), где располагались преимущественно пансионы, гостиницы, виллы, дачи состоятельных владельцев. «Каждая из построек отображала в какой-то мере своего хозяина: ни одна из них не была похожа на другую. Некоторые из этих строений были просты, но добротны, без особых украшений, другие, наоборот, были претенциозно украшены башенками, колоннами и затейливой резьбой по дереву. Строили тогда преимущественно из дуба, каштана или выдержанной сосны, поэтому многие деревянные дома хорошо сохранились. Всего в «верхнем» городе в начале XX века было до полусотни таких дач», пишет в своих воспоминаниях старожил города Сочи К.А. Гордон.
Среди этих построек выделялось двухэтажное здание «Гранд-Отеля», оно и сейчас обращает на себя внимание, несмотря на то, что оно значительно перестроено, а рядом выросли многоэтажные и высотные сооружения.
Архитектура здания соответствовала эстетике зодчества рубежа XIX-XX веков. Автор проекта пользуется традиционными приемами, используя принцип многовариантности решений простыми и недорогими средствами. Пластические нюансы и элементы отделки оживляют плоскости стен. Открытая веранда, балконы с выразительным рисунком, оконные проемы и простенки становятся основными элементами композиции фасадов, объединяя их в единое «декоративное» пятно.
Дворовый фасад не уступает главному, что объясняется ответственностью архитектора-строителя. К сожалению, укоренившаяся привычка недооценивать архитектуру дворовых фасадов привела к гибели очень многих ценных построек.
Гостиница Гранд-Отель в то время была большой, комфортабельной и считалась лучшей в Сочи. Приват-доцент, преподаватель Московских Высших женских курсов А.А. Кисель в «Очерках современного состояния русских курортов (Черноморское побережье и Кавказ)» 1913 г. пишет: «Гостиницы («Кавказская Ривьера», «Гранд-Отель» и «Россия») содержатся очень исправно. И в этом отношении на стороне Сочи очень большое преимущество в сравнении с другими курортами Черноморского побережья. Цены в них, правда, высокие, и потому для продолжительного пребывания публика обыкновенно переезжает в пансионы и дачи. Я хорошо знаком с «Кавказской Ривьерой» и «Гранд-Отелем» и могу рекомендовать как ту, так и другую». Не случайно в 1914 году именно в «Гранд-Отеле» останавливался губернатор Черноморской губернии.
В 1925 году на базе национализированных зданий гостиниц “Гранд-Отель”, «Бель-Вю” и лечебницы А.Л. Гордона был открыт санаторий «Красная Москва» (в 1964 году санаторий переименован в честь Генерального секретаря коммунистической партии Франции – Мориса Тореза, посетившего Сочи в начале 1960-х гг).
В 1939 году санаторий был реконструирован, появились новые постройки по проекту архитектора Б. В. Ефимовича, однако старые здания были сохранены. В годы Великой Отечественной войны в санатории функционировал сортировочный госпиталь № 2135.
Здание взято под охрану государства как памятник истории и культуры.
Послесловие
Все города меняют свой облик от года к году, от века к веку. Однако сильнее всего влияние времени отражается на городах столичных – и городах курортных. Именно в них кипучая энергия жизни не умолкает ни на минуту, именно они первыми следуют за веяниями моды, именно в них сосредоточены власть и деньги и так часто сменяются обладатели того и другого. И если города столичные и города курортные зачастую трудно узнать даже на открытках двух-трехлетней давности, то что же говорить о курортной столице?
Начиная с 1874 года, когда Сочи приобрел статус гражданского поселения, город неоднократно перестраивался. Сегодня среди современной застройки почти не осталось особняков и общественных зданий XIX века, а оставшиеся непросто разглядеть за многоэтажными гостиницами и пансионатами. Лишь изредка мелькают среди зелени платанов и магнолий первозданные уголки старого Сочи: дача Трапезникова, дача Якобсона, казначейство, лечебница доктора Гордона. Благодаря талантливым фотографам конца XIX – начала XX века, чьи снимки разошлись по всему миру на открытках Российского отделения Всемирного Почтового Союза, вы сможете узнать эти памятники истории и архитектуры в плотной городской застройке...
Большинство открыток печаталось в Сочинских типографиях. Открытки расходились по России огромными тиражами и вносили большой вклад в популяризацию и рекламу зарождающегося курорта. С того времени прошло более ста лет, город коренным образом изменил свой архитектурный облик. Публикация почтовых открыток, изображающих портрет старого Сочи, чрезвычайно важна, так как помогает составить более полное исследование об историко-культурном наследии, расширяет и углубляет знания об эпохе становления города как курорта.