Главная » Истории » Мини-отели и макси проблемы

Истории

Мини-отели и макси проблемы

22.05.2017АвторМила Никольская

Некоторое время назад Ростуризм составил список малых отелей, завысивших «ценник» на период проведения Чемпионата мира-2018 по футболу. В черный список попали и пять отелей Краснодарского края - в Сочи, Анапе, Геленджике и Краснодаре. Превышение цен на номера в этих гостиницах от установленных правительством составляет от 4% до 151%.

Однако это скорее исключение. Большинство отелей как раз хотят привлечь клиентов сравнительно низкими ценами. Шквал демпинговых предложений весной обрушился на сочинский рынок и внёс сумятицу в ряды владельцев мини-отелей, которые оказались в непростой ситуации.

Номер в Сочи за 700 с хвостиком рублей? И не абы где – в нормальном 4* отеле, с бассейнами, СПА, белоснежным купальным халатом и прочими милыми удовольствиями? Налетай, халява!

Настоящий шквал копеечных предложений весной обрушился на сочинский рынок и внёс сумятицу в ряды скромных владельцев мини-отелей. Люди, содержащие небольшие семейные гостиницы, оказались в непростой ситуации – сезон неприлично сократился, май практически провалился, погода никак не хочет налаживаться, море холодное. А тут ещё и демпинг со стороны крупных сетей и туроператоров, выкупающих у этих сетей огромные блоки номеров, которые затем сбываются по бросовым ценам.

Казалось бы, что плохого - низкие цены на отдых в Сочи? Тур с перелётом и проживанием за пять тысяч рублей – замечательно, почему нет? А ведь не так уж это и хорошо. Попробуем разобраться, почему.

50 % рынка объектов размещения в Сочи приходится на долю мини-отелей. Абсолютное большинство из них платят налоги в краевой и городской бюджет, то есть бенефициаром от их деятельности являются край и город. Меньше работающих объектов в этом сегменте – меньше поступлений в бюджет.

Очень упрощённо: стоимость номера складывается из денег, которые нужно потратить на его содержание плюс желаемая маржа, то есть доход. При высоком уровне конкуренции отельный бизнес перестаёт быть высокомаржинальным. За исключением двух летних месяцев, людей меньше, чем желающих заработать на их отдыхе.

Чтобы подготовиться к сезону отельеру нужно изрядно раскошелиться: ежегодная реновация номерного фонда, косметический ремонт, реклама, обучение персонала… А с этого года ещё и обязательное оформление паспортов безопасности. Кстати, не дешёвое удовольствие, от 20 тысяч рублей только «бумажная» часть, не считая расходов на камеры видеонаблюдения и тревожную кнопку. Прибавьте к этому официальное оформление каждого сотрудника, отчисления в пенсионный фонд, налог на землю, оплату счётов ресурсоснабжающим организациям - и попробуй не заплати, разоришься на штрафах. Каждый ли рискнёт так тратиться, при глубине продаж в два-три месяца, коротком сезоне и высочайшей конкуренции? А вдруг не окупится?

Прибыль при этом складывается исключительно из тех денег, которые готовы платить гости. Но гости сейчас умные, разборчивые и умеют считать. Если можно купить то же самое дешевле, зачем платить больше? Вот так, пока одни зарабатывают быстрые деньги, другие с той же скоростью теряют желание работать на этом рынке. Мини-отель – один из самых продаваемых бизнесов на курорте, достаточно заглянуть на известный сайт бесплатных объявлений, чтобы в этом убедиться. И не покупаемых, потому что предложение продолжает превышать спрос.

Надо отдать должное администрации курорта и туристическому сообществу. Они действительно стараются работать над решением проблемы. Например, наконец-то заработал проект колл-центр, который должен помочь именно небольшим гостиницам найти своих постояльцев.

Мини-отели обязательно нужно заполнять. Причина не только в налогах, но и в людях. Туристы, бронирующие мини-отели, как правило, не случайные гости. Из года в год они возвращаются, привозят своих друзей и знакомых, и Сочи для них – это в первую очередь Ашот Иваныч, у которого во дворе растёт виноград, а на мангале шикарный шашлык, а вовсе не олимпийская столица. Они приезжают семьями, проводят на курорте десять-двенадцать дней, планируют свой бюджет так, чтобы и в аквапарк сходить, и сувениров купить, и на экскурсию съездить. Это именно те гости, которые обеспечивают прибыль всей индустрии гостеприимства. В отличие от тех, кто нашёл в поисковике тур по запросу «отдых в Сочи дешёво», прилетел на пару дней, полежал у бассейна и умчался восвояси. Получается, что мы рапортуем о высокой загрузке, а прибрежные кафе и магазинчики пустуют – у этих туристов другие цели и задачи.

Неоправданно низкие цены, так же, как и высокие, плохой сценарий для отрасли. Разлёт в десятки раз за один и тот же номер в зависимости от сезона – это как-то не очень имиджево для курорта. Не может номер в пятизвездочном отеле стоить меньше 4 000-5 000 рублей. Просто не может. Хотя бы потому, что звездность отеля предполагает и определённую статусность гостей. Простите за снобизм, но люди, приезжающие на отдых в «пятёрку», рассчитывают видеть рядом с собой постояльцев с аналогичным уровнем доходов, привычками и образом жизни. Иначе в следующий раз они просто вычеркнут Сочи из списка направлений для отдыха.

Нельзя метаться из крайности в крайность: то дороже, чем на французской Ривьере, то дешевле, чем в приазовской станице. Ценнейшим участникам рынка – небольшим частным отелям – очень тяжело встроится в эту гонку. Да и не нужно. Ведь халява в долгосрочной перспективе непременно окажет курорту «медвежью услугу».  

Сегодня читают