Главная » Истории » История FORMULA -1

Истории

История FORMULA -1

18.04.2017АвторСергей Зубанов

В первой части мы бегло пробежались по Гран-при довоенных лет. Узнали о предвоенном доминировании немецких гонщиков и автомобильных конструкторов. Кратко упомянули о различиях американской и европейских серий, и дошли до первого послевоенного чемпионата 1946 года.

Американские гоночные чемпионаты мы оставим пока за океаном. А сейчас сосредоточимся на чемпионате мира, который в 1950 году получил официальное наименование Формула 1.

Ну что, по кокпитам?!

В 1946 году Европа очень хотела вернуться в долгожданный мирный уклад жизни. Довоенная гоночная ассоциация AIACR трансформировалась в нынешнюю FIA — Международную автомобильную федерацию. В итальянском Турине она провела первый послевоенный Гран-при. В 1947 году состоялся официальный международный чемпионат по новому формульному регламенту и был основан младший класс Формула 2 и Формула 3. Эти серии стали гонками поддержки главного чемпионата и тренировочным лагерем для пилотов старшей серии.

С 1950 года стартовал всемирный чемпионат с нынешним названием Формула 1. В этом году официальный чемпионат мира проводится в 68-й раз!

Богатая история. Суровая борьба пилотов и конюшен. Подковерные битвы, интриги, промышленный шпионаж, подкупы. Аварии на трассе, гибель пилотов, членов команд и публики... Если подробно описать все, что происходило за эти годы, труд переплюнет по объему 55-томник полного собрания сочинений незабвенного Ильича.

Невероятный технический прогресс в развитии гоночных болидов, обусловленный жесточайшей конкуренцией на треках, позволил некоторым командам стать серьезными сверхтехнологичными компаниями. И зарабатывать на своих разработках в самых разных сферах — от производства дорожных люксовых спорткаров до внедрения систем безопасности полетов в гражданской авиации. Развитие теле и киноиндустрии тоже можно записать в актив Формулы 1. 

Ранние чемпионаты почти на каждом Гран-при не обходились без жертв. В 70-80-х годах каждый сезон погибали лучшие из лучших пилотов современности. В 1994 году во время гоночного уикенда в Италии погибли двое пилотов. После трагедии на Гран-при Японии 2014 года, аварий с летальным исходом для спортсменов в чемпионате мира не было.

Пройдемся по основным вехам Ф1 декадами. Итак, 50-е.

Французы с итальянцами, изрядно помятые немецкими автомобилями и гонщиками в предвоенную пятилетку на гоночных трассах, а затем на полях сражений, всячески сопротивлялись участию немецких пилотов и команд в чемпионате мира.

Немецкие пилоты и команды первые годы вынужденные выступать в основном на итальянских жеребцах Альфа-Ромео были незаметны на европейских Гран-при. На американском этапе в Индианаполисе традиционно доминировали местные парни на Шевроле и Фордах. Пока в 1954-55 годах в чемпионат не вернулся Мерседес-Бенц. Правда, ненадолго. Страшная авария летом 1955 года на гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана», унесшая жизни 84 человек и ранившая 120, вынудила уйти команду из Формулы 1 на 55 лет. 

Победителем нового мирового чемпионата и первого Гран-при, прошедшего в Великобритании, стал итальянец Джузеппе «Нино» Фарина на Альфа-Ромео. Он выиграл 3 из 7 Гран-при чемпионата. Нино участвовал в Формуле 1 по 1955 год, сначала выступая за Альфа-Ромео, затем - за Скудерию Феррари. В 1966 году он погиб в дорожной аварии.

В 1951 году чемпионом стал аргентинец Хуан Мануэль «Маэстро» Фанхио. В первом сезоне он уступил Нино Фарине всего 3 очка, но вплоть до 1958 завоевал 5 титулов чемпиона мира, четыре из которых подряд! Его рекорд был побит только спустя почти 50 лет Михаэлем Шумахером, ставшим в 2003 году 6-кратным чемпионом, а затем и 7-кратным. Аргентинскому Маэстро до сих пор принадлежат множество рекордов в Формуле 1. Он пока самый возрастной чемпион мира. Последний титул он взял в 46 лет.

Дважды, в  сезонах 1952-53 годов чемпионом становился еще один итальянец - Альберто Аскари, выступающий за Феррари. Альберто долгое время принадлежали множественные рекорды в Формуле 1, как например 5 хет-триков подряд. Он трагически погиб перед гонкой на выносливость в итальянской Монце в возрасте 36 лет.

Scuderia Ferrari это единственная команда, которая выступает с первого сезона «Формула Уно» по сей день. Основана команда Энцо Феррари в 1929 году. Сам же Энцо повел счет своим победам с 1923 года, выступая за ФИАТ и Альфа-Ромео. Его скудерии принадлежит рекорд по количеству побед в Формуле 1. Самое большое количество чемпионских титулов в Кубках конструкторов (16) и личных зачетах (15). Кубок конструкторов начали разыгрывать только с 1958 года. До этого, с 1950 года, разыгрывался чемпионский титул только в личном зачете.

Пит-стоп – остановка у боксов команд для смены колес и дозаправки – на этапах 50-х годов занимал в среднем минуту. Сейчас, когда дозаправки топлива запрещены, смену колес лучшие в этом команды делают менее, чем за 3 секунды. Правда, и команда, работающая на пит-стопе, насчитывает два десятка техников.

С 1958 года началось англо-саксонское доминирование. На британском острове после Второй мировой осталось немало военных аэродромов которые любители скорости быстро приспособили под гоночные треки. И вплоть до 1969 года чемпионами становились британцы Майк ХоторнГрэм ХиллДжимми КларкДжон Сертис и Джеки Стюарт, перебравшийся в Англию австралиец Джек Брэбем, новозеландец Дэнни Хьюм и американец Фил Хилл.

Начиная с 1961 года гоночные автомобили формульной серии вслед за английским Cooper, на котором Джек Брэбем завоевал два титула подряд в 59-60 годах, стали переходить на заднемоторную компоновку. Двигатель был перенесен с переднего капота за спину гонщику. Первыми такую компоновку опробовали еще довоенные чемпионские Auto Union, но они были слишком сложными для французских и итальянских производителей того времени, и очень тяжело управлялись. Англичане же придумали очень простую и эффективную схему.

Инженерный гений англичанина Колина Чемпена надолго определил формат спортивного автомобилестроения. Кроме формульных болидов до сих пор использующих их компоновку, дорожный спортивный Lotus (Austin) 7 под разными брендами производится и в наши дни. В России энтузиасты стали выпускать для трековых дней (гонок на спортивных автодромах) подобный спорткар под именем Shortcut. 

60-е годы стали революционными для Формулы 1. Хотя FIA стали вводить ради безопасности различные ограничения, например, на объем двигателя, гонки становились все более рисковыми. В первую очередь, из-за все возрастающих скоростей. Гонщики продолжали погибать чуть ли не на каждом этапе.

Колин Чепмен сконструировал первый монокок для своих болидов Lotus. Монокок защищал гонщика гораздо эффективнее предыдущих рамных конструкций. Этот английский инженер завоевал со своей командой 7 Кубков конструкторов, опередив время и задав вектор развития болидов на долгие годы. Первые три титула его команда завоевала еще в 60-е. В это же время на болидах появились заднее, а затем и переднее антикрылья.

В 70-е, когда Lotus завоевал еще 4 Кубка конструкторов, на болидах команды Чепмена появились впервые боковые понтоны, куда конструктор поместил два радиатора охлаждения мотора. В 1970 году на его болиде посмертно завоевал титул чемпиона мира австриец Йохен Риндт в возрасте 28 лет.

В те же годы Колин впервые в Формуле 1 покрасил свои болиды в цвета спонсора – табачников John Player Special. Тогда же инженеры экспериментировали с разными двигателями. Например, в заездах участвовал даже болид с газо-турбинным двигателем. 

В 70-х, кроме англичан Джеки Стюарта, Джеймса Ханта и американца с итальянскими корнями Марио Андретти, титулы завоевали бразилец Эмерсон Фиттипальди, южноафриканец Джоди Шектер и легендарный австриец Ники Лауда. Его эпическому противостоянию сезона 1976 года с главным плейбоем Формулы 1 Джеймсом Хантом и страшной аварии, где почти сгорел австриец, посвящен прекрасный фильм Гонка (Rush).  

Ники Лауда - успешный бизнесмен, ныне занимает пост неисполнительного директора чемпионской команды Mercedes-AMG, которая с его приходом к руководству вместе с еще одним австрийцем Тото Вольфом, стремится в этом сезоне к четвертому титулу подряд.

80-е и начало 90-х в Формуле 1 запомнились противостоянием трех столпов: Ferrari. Williams и McLaren. И не менее легендарными пилотами – Аланом Простом, Айртоном Сенна, Нельсоном Пике. В 80-е количество этапов в сезоне увеличилось до 15-16 Гран-при. Время пит-стопов вместе с дозаправками сократолось до 7-9 секунд.

В 1980 году Алан Джонс принес первый титул для команды Williams. Англичанин Фрэнк Вильямс, начинавший свою карьеру еще в 60-е, совместно с выдающимся инженером Патриком Хэдом основав команду в конце 70-х смог бороться за победы. Под руководством Патрика Хэда начали свою карьеру Росс Браун и Эдриан Ньюи. Гений которых впоследствии приводил к чемпионским титулам не одну команду Формулы 1.

О соперничестве великих чемпионов - 3-х кратного Айртона Сенны (бразильца) и 4-х кратного Алана Проста (француза), можно писать книги и снимать драматические художественные фильмы. Это тема для отдельного рассказа. С этого сезона Алана можно будет часто видеть на этапах в боксах вернувшихся в чемпионат Renault, в качестве консультанта. А национального героя Бразилии, увы, нет с нами уже почти 23 года.

1992 год стал победным для англичанина «Биг Найдж» Найджела Мэнселла. Его выступления и прежде впечатляли, но пресловутая «командная тактика» (когда команда сосредотачивается на победах одного пилота, второй же вынужден по просьбе из боксов уступать первому) оставляла его «вторым номером» то в Лотусе, то в Вильямсе, то в Феррари. Скорость его была неоспорима, и Британский Лев, как еще называли Большого Найджа фанаты, часто выигрывал у своих звездных напарников - Кеке Росберга, Нельсона Пике, Айртона Сенна, Алана Проста. В 1993-м году он доказал свою скорость, выиграв американский формульный чемпионат CART.

В 1993 году в Формуле 1 борьба опять разразилась между двумя антагонистами — Аланом «Профессором» Простом и Айртоном Сенной. Между Вильямсом и Маклареном. Но голову уже поднимал будущий чемпион чемпионов Михаэль Шумахер, выигравший в том сезоне один этап на болиде пока еще слабой команды Бенеттон.

Сезон 1994 года был трагическим и героическим одновременно. Прост ушел и из Вильямса и из чемпионата. На его место был приглашен Сенна. Главным соперником Williams стал, набравший силу под руководством эксцентричного и предприимчивого Флавио Бриаторе и талантливого пилота Шумахера, Benetton. На третьем этапе этого сезона мир потерял Айртона «Волшебника» Сенну.

В 1994-95 годах Шумахер становится двукратным чемпионом мира и получает приглашение от легендарной Ferrari. Михаэль начинает сплачивать итальянскую команду вокруг себя. Это ему позволяет сделать дальновидный руководитель Жан Тодт, тот самый который сейчас возглавляет FIA. А через год к ним присоединяются — на тот момент, пожалуй, самый талантливый тандем — технический директор Росс Браун (ныне технический директор всего чемпионата Формула 1) и главный конструктор Рори Бирн.

В 1996 году победу в чемпионате одерживает Дэймон Хилл с командой Фрэнка Вильямса. 97 год проходит в противостоянии Феррари с Вильямсом, который ведет вперед талантливый новичок Жак Вильнев, сын гениального канадского пилота Жиля Вильнева. И Жак с Вильямсом выходят победителем в той схватке. Шумахер яростно борется за чемпионский титул, порой нарушая все мыслимые и немыслимые правила и попирая моральные принципы. Борьба Алана Проста с Айртоном Сенной, по сравнению с поведением Шумахера на трассах, кажутся далекой благородной рыцарской эпохой.

Пока немецкий беспринципный педант на трассах получает дисквалификации, попадает в самим же подстроенные аварии, финский парень Мика Хаккинен завоевывает два титула в 98 и 99 годах за рулем английского Макларена. Хотя командный кубок 1999 года все же достается Феррари. Так закончилась эра.

Наступивший миллениум, на пять лет приобрел огромное количество фанатов Феррари по всему миру. С 2000 по 2004 год пять чемпионских титулов у всех бессовестно забирает Михаэль Шумахер.

Но мы еще не подошли к дням сегодняшним в нашей краткой истории Ф1.

В 2001 году бывшая команда Бенеттон уходит под крыло своего поставщика моторов Рено. Французский концерн, во второй раз вернувшись в Чемпионат со своей командой, призывает талантливого и лукавого миллионера Флавио Бриаторе в руководство. Ранее его сверхчутье предпринимателя распознало в Шумахере будущего чемпиона. Не подвело оно его и в этот раз. В 2003 году после года в резерве за Renault начинает выступать юный Фернандо Алонсо. И в 2005 году свергает плотно обосновавшегося на пьедестале Шумахера. В 2006-м он подтверждает свои претензии на чемпионский титул, став двукратным. Чем не на шутку расстраивает Красного барона, и Михаэль покидает чемпионат. А Фернандо перекупает McLaren. И казалось бы очередной титул, теперь уже в составе еще более серьезной, чем предыдущая, команде  у Алонсо в кармане…

Но Рон Деннис всегда очень любил сталкивать лбами сильнейших пилотов в своей команде. И в этом же 2007 году в Макларен приходит молодой воспитанник, которого команда пестовала, выращивая с младших серий. Сейчас свои программы поддержки молодых пилотов имеют почти все команды, тогда же Деннис был среди застрельщиков. До этого команды просто перекупали у других зарекомендовавших себя чемпионов или талантливых новичков.

Молодой, да ранний темнокожий англичанин Льюис Хэмилтон в этом противостоянии чуть было сходу не выиграл чемпионат у двукратного чемпиона. Скандал следует за скандалом. Рон Деннис бегает от одного пилота к другому, пытаясь разрулить ситуацию, но на самом деле успешно идет к очередному титулу в Кубке конструкторов. Так бы и случилось, если бы не разразившийся грандиозный скандал. Макларен был уличен в промышленном шпионаже технологий у Феррари. Чуть было пожизненно не вылетев из чемпионата, но отделавшись 100-миллионным штрафом и лишением набранных очков во всех Гран-при года.

И по итогам чемпионата с разницей всего в одно очко титул берет сменивший Шумахера в болиде Феррари Кими Iceman Райкконен. А Ferrari получает отобранный у Макларена Кубок конструкторов.

В 2008 году Фернандо сбегает обратно в Рено, но команда уже увядает. Флавио Бриаторе прибегает к грязнейшей командной тактике, приказывая Нельсиньо Пике, сыну трехкратного чемпиона, совершить на одном из этапов аварию, чтобы Алонсо удержал лидерство в гонке. Правда, эта история всплывет уже в следующем году, но она показательна с точки зрения того, что творилось в командах Формулы 1 в нулевых.

Справедливость в отношении талантливого юнца Хэмилтона торжествует, и он зарабатывает свой первый чемпионский титул. Но опять с разницей в одно очко, только теперь в свою пользу. И тоже у гонщика Феррари, только теперь это бразилец Филипе Масса. Кстати, не набравший должных очков именно из-за той грязной аварии в Сингапуре, устроенной для Алонсо однокомандником. Ну и из-за ошибки команды на пит-стопе во время дозаправки. Еще больней Филипе было переживать и то, что целых 40 секунд он был чемпионом, первым финишировав на заключительном домашнем Гран-при сезона. Льюису же нужно было прийти не ниже 5-го места, что он и сделал, на последней минуте обогнав Тойоту Тимо Глока.

2009-й год стал трагичным для молодого бразильца, он получил серьезнейшую травму головы. Надо отдать должное команде Феррари, они дождались полного выздоровления своего пилота и вернули его в чемпионат, но скорость Масса после этого упала.

В 2009 году финансовый кризис дошел до автопроизводителей. Хонда покинула чемпионат, продав свою команду за бесценок менеджменту во главе с Россом Брауном. И команда при помощи мощного мотора Mercedes и полузаконных диффузоров отрывается в чемпионате вперед. Вдогонку бросается Red Bull, во главе с «бебиШумми» Себастьяном Феттелем. Но последний английский джентельмен Формулы 1 Дженсон Баттон, при поддержке вечного второго номера Рубенса Баррикелло (в честь него вторые номера в команде теперь кличут «Вторикелла») смогли принести Кубок конструкторов команде Brawn GP. Баттон завоевал единственный для себя титул. А Росс Браун подтвердил звание лучшего из лучших директоров в Формуле 1. Да еще и денег заработал, выгодно продав чемпионскую конюшню, решившим вернуться заводской командой в мировой чемпионат Mercedes.

Нулевые закончились. Новая декада началась попыткой сокращения бюджетов до пятизначных цифр, взлетевших из-за «гонки вооружений» между командами до нескольких сотен миллионов фунтов стерлингов в год (почти все штаб-квартиры команд расположены на территории Великобритании, кроме Ferrari и Torro Rosso). Вслед за Хондой уходят Тойота и БМВ.

Вместо них приходят 3 новые малобюджетные команды. Чехарда с наименованиями и спонсорами. Россия получает «свою» английскую команду Marussia. Все три команды друг за дружкой умирают.

Мерседес возвращает великого и могучего Михаэля Шумахера. После 3-летнего отсутствия на малознакомой технике он вчистую проигрывает юному Нико Росбергу. И спустя три года уходит опять. Окончательно. За ним и Росс Браун на заслуженную рыбалку. В Мерседес приходят новые управленцы во главе с молодым Тото Вольфом и очень уважаемым Ники Лаудой.

В Формулу 1 впервые, буквально как в открытый космос, выходит российский пилот. Виталий Петров закончил предварительную ступень перед Ф1, чемпионат серии GP2 2009 года с серебряной медалью и заслуженно получает место в заводской команде Renault.

На следующий год Рено уходит из чемпионата. На первых этапах хватает задела, оставшегося частникам по имени Lotus Renault от заводской команды, и Виталий на первом же этапе поднимается на подиум, приехав в Австралии третьим. Затем результаты падают у всей команды. Третий год Петров выступает за аутсайдеров чемпионата Caterham. И на четвертый сезон без финансовой поддержки, увы, уже не находит себе места в королеве автоспорта.

Зрительская активность падает. Формула 1 начинает терять аудиторию. В очередной раз подправлен технический регламент. Начинается эра тотального доминирования двигателей Рено и инженерного гения Ньюи, воплощенных в болидах Красных быков. Себастьян Феттель подряд зарабатывает 4 титула, попутно сбивая почти все мыслимые рекорды, кроме Шумахерских, недостижимых. 

Но в 2014 году происходит революция в Формуле 1. Чемпионат отказался от атмосферных V8 объемом 2,4 литра в пользу V6 объемом известным нам по LADA – 1,6 литров. Лучше всех подготовиться по новому регламенту смогли моторостроители Mercedes. Хуже всего - бывшие лидеры моторостроения Renault.

Как следствие, Mercedes в составе перешедшего к ним после ухода Шумахера Льюиса Хэмильтона и Нико Росберга, начинают соперничать исключительно друг с другом. Все остальные далеко позади. 3 года подряд Мерседес забирает Кубок конструкторов, англичанин 2 титула, а финно-немец Росберг последний, прошлого года.

В 2014 году в Формулу 1 приходит воспитанник программы поддержки молодых гонщиков Red Bull уфимец Даниил Квят. Первый год он выступает в фарм-команде Красных быков, итальянской Торро Россо, затем неожиданно попадает в старшую команду, где завоевывает первый подиум со вторым местом, попутно заканчивая сезон, опередив по очкам однокомандника Дэна Риккардо.

Начинает прошлый сезон тоже весьма впечатляюще 3 местом на третьем Гран-при, попутно чуть не вытолкнув 4-кратного чемпиона Феттеля, уже выступающего за Феррари, с трассы. За что получает прозвище Русская торпеда.

А на следующем этапе, в Сочи, торпедирует ту же красную машину Себастьяна более удачно и навылет теряет со следующего этапа место в Ред Булл. Руководство в лице могучего и ужасного Хельмута Марко делает рокировку.

Юный вундеркинд, начавший карьеру пилота Ф1 в 17 лет, Макс Ферстаппен, получает вне очереди место в топ-команде, а Квят возвращается в младшую, к бычкам. Расстраивается и еле доезжает сезон. В том числе и оттого, что Максу удалось выиграть первый же этап, проведенный в составе Ред Булл. Но в начале этого сезона Даниил собрался и начал выступать на своем уровне, но все также с огромным невезением. В Сочи ему просто необходима наша поддержка!

Формула 1, под руководством алчного, но весьма пробивного руководителя Берни Экклстоуна распространяется по всему миру. Теперь на всех континентах проходят свои Гран-при. А в некоторых странах даже по два. Количество этапов из-за добавления Малайзии, Сингапура, Китая, Бахрейна, Абу-Даби, достигает 20. Старые исторические европейские этапы начинают испытывать трудности из-за невероятных аппетитов ФОМ (Formula One Management), держателя коммерческих прав, которой руководит немолодой и энергичный Берни.

По всему миру появляются «тилькедромы». Творения архитектора, застройщика автогоночных трасс Германа Тильке, характеризующиеся красивой архитектурой, но не интересной спортивной составляющей трасс.

Sochi Autodrom, кстати тоже его творение. Но нам очень повезло, что немцу пришлось вписывать трассу в Олимпийский парк, прорисовывая его вокруг уже готовых стадионов. И на бумаге кажущаяся скучной трасса, оказалась интересной для пилотов и зрителей. Этот невероятный, шикарный длиннющий скоростной 3-й поворот с отрицательным бэнкингом (уклоном)! Это торможение перед вторым поворотом с трехсот с лишним…

А в этом году будет еще интереснее, поскольку болиды стали суперскрорстными из-за изменившегося технического регламента, который позволил сделать машины шире, ниже, длиннее, увеличив прижимную силу и скорость в поворотах. За счет ширины шин улучшилось сцепление с трассой, что позволяет гораздо позже тормозить перед поворотом и быстрее открывать газ на выходе из него.

Уверяю вас, гонка Формулы 1 будет что надо! При любой мало-мальской возможности используйте выходные через две недели для посещения Сочинского автодрома. Но не забудьте потом пересмотреть соревнования в записи. Пишите мне, я подскажу, где их найти. Для непосвященных просмотр гонок на трассе очень непонятен. Телетрансляции смотреть гораздо интересней. «Российский голос Формулы 1» Алексей Попов, ведущий первой телетрансляции в России в 1992 году, с Натальей Фабричновой, бывшей картингисткой (а это маленькая формула), расскажут много полезной информации, особенно для непосвященных.

До встречи на Sochi Autodrom на Гран-при России!

Сегодня читают