Истории
В разных концах страны будущие отдыхающие присматривают купальники и бронируют билеты. В Сочи торговцы запасаются пляжно-сувенирной атрибутикой, общепит обновляет меню, а Зеленстрой – клумбы. Море синеет призывно и многообещающе. Высокий сезон на старте. Похоже, природа решила компенсировать курорту прошлогодние провальные май и июнь. Весна началась бурно и дружно, на пляжах ещё не ажиотаж, но уже вполне людно – погода позволяет. Готов ли курорт к сезону? Разберёмся по пунктам: пляжи, сборы, заборы, события.
О, море, море…
Каждое лето арендаторов пляжей поджидают какие-то сюрпризы. То пляжи начинают делить на категории, то придумывают единый архитектурный стиль, то плакаты о соблюдении личной гигиены развесят. В этом году приморскую гальку должны украсить урны для раздельного сбора мусора. Конструкции довольно таки солидные, громоздкие – придется изрядно поломать голову куда их поставить, чтобы не мешали. Сочинские пляжи - это вам не бразильская Копакабана. Тесно у нас. Да и будут ли граждане проявлять сознательность и складировать мусор, куда полагается? А если вдруг будут, куда потом этот сортированный мусор поедет? Главное, чтобы не в общую кучу.
Ещё одно нововведение – возле каждого пляжа должна дежурить спущенная на воду лодка. Очень правильная инициатива. Просто необходимая. Особенно если учесть, что футбольные болельщики публика специфическая и не всегда трезвая. А ну как соберутся охладить мундиальные эмоции морской водичкой? На такой случай на пляжах стоило бы продумать и другие меры безопасности: тревожные кнопки уже есть, а медпункты и дополнительные патрули точно не будут лишними.
Гораздо более спокойная, но требующая не меньшего внимания аудитория – гости с детьми. В прошлом году мамы с колясками интересовались пандусами, детскими зонами и мелкими «лягушатниками» с хорошим дном. Есть надежда, что в этом году детская инфраструктура появится уже не для галочки, а действительно для удобства семей с малышами. Ведь таких гостей на курорте становится все больше и больше.
На ремонт провала
Начиная с 16 июля, каждый гражданин пожелавший «насладиться панорамой Кавказских гор и Чёрного моря» дольше одного дня, должен будет заплатить по 10 рублей в сутки. Сумма смешная, особенно если сравнивать с теми, что заявляли раньше.
Строго говоря, никакого велосипеда авторы инициативы о налоге на посещение курортных территорий не изобрели. Туристический налог беззастенчиво взимают с гостей в Каталонии. От 0,45 до 2,25 евро в сутки – шкала прогрессивная и зависит от категории отеля. Испанцам так понравился каталонский опыт, что с 2016 года его распространили и на Балеарские острова. Налог платят туристы в Италии, Франции, Болгарии и даже Бутане. Как и в Испании, в этих странах, сумма зависит от звездности отеля и количества дней, проведённых в стране. В Берлине после 21 дня туристы могут любоваться городом без уплаты туристического налога. Кроме того, практичные немцы экономят деньги гостей, прибывших в страну с деловыми целями – они от уплаты налога освобождены.
Сумма сбора у нас невелика и туристов скорее всего не отпугнет. Разговоры о нем принесли гораздо больше вреда. Прольётся ли сбор золотым дождём на улицы курорта, несколько потрепанные со времён олимпийской реконструкции, или пойдет на другие надобности, пока неизвестно.
Частично безбарьерная среда
Олимпийские столицы должны быть удобны для передвижения всех гостей, в том числе и людей с особенностями здоровья. Вот и сочинские улицы, в рамках подготовки к Играм-2014, оборудовали пандусами, тактильной плиткой, а некоторые переходы даже подъёмными платформами. Рельеф в Сочи своеобразный, лестниц, горок и пригорков больше чем нужно. Поэтому безбарьерная среда необходима не только особенным, но и самым обыкновенным людям - мамам с малышами, детям на самокатах и роликах, велосипедистам разных возрастов.
Все вышеперечисленные категории встречаются и среди гостей курорта. Конечно, они приезжают не для того, чтобы безвылазно сидеть в отеле. Потребность в хлебе и зрелищах никто не отменял. Вот и наши гости хотят перемещаться по городу с комфортом. И мы хотим, чтобы перемещались. Потому что только так они могут потратить деньги. На которые, собственно, и живёт любой курорт. Надо максимально упростить туристам жизнь. Хочет человек гулять с чемоданом – пусть ему будет удобно, он еще и в магазин перед отъездом успеет зайти. Курорт должен быть безбарьерным. Велодорожки не для галочки, а такие чтобы людям захотелось взять велосипед напрокат и кататься весь отпуск. Чтобы родители сами решили купить детям ролики или скутер. Тогда гости будут тратить деньги и получать от этого удовольствие.
А пока… Например, сочинский вокзал. Попробуйте ради интереса взять чемодан и дойти от вокзала до Навагинской. Формально пандус в переходе есть. Натурально – его делал человеконенавистник. Взобрались с чемоданом по лестнице, особенно по сочинской жаре – и все, с прогулками на сегодня завязываем.
То же самое во многих других местах. В парке - ресторане, музее, театре - безбарьерная среда. А по дороге к ним барьеров предостаточно. Поэтому слово «дойти» часто заменяют синонимом «добраться». Не хорошо для курорта. Не располагает к отдыху.
https://rg.ru
Кластер здесь и кластер там
В кластерах, приморском и горном, с доступной средой дело обстоит гораздо лучше. Отчасти поэтому туристическая активность все более заметно смещается туда. В Имеретинке море чище, пляжи больше, набережная шире, развлечения под рукой, ровно. Поэтому приморский кластер пользуется заслуженной любовью семей с детьми. В Красную Поляну летом едут любители природы и активного отдыха. Постепенно формируется культура потребления гор – курорты сформировали продукты, актуальные для летних туристов. Конечно, пока краснополянские отели летом загружены меньше, чем зимой, но все
Центр становится менее привлекательным для туристов. Здесь теперь слишком много жителей, претендующих на место под солнцем. Высотки, машины и выхлопные газы.
На прогулку становись!
«А пойдёмте с нами в море!» - особо нервные туристы вздрагивают от криков зазывалы в морпорту. С постоянством достойным лучшего применения, работники паруса агитируют гостей обозреть город с моря. Систематизировать прогулочный бизнес не представляется возможным. Остаётся воспринимать их как необходимую и неизбежную экзотика. Равно как и таксистов в аэропорту.
Радует активность менеджмента Кавказского биосферного заповедника. Совсем недавно состоялся инфотур по маршрутам заповедника для гидов и экскурсоводов. Природа в Сочи – главная достопримечательность и главное конкурентное преимущество. Экотуризм набирает популярность во всем мире, здесь у Сочи великолепные перспективы для развития. Конечно, при наличии инфраструктуры и информационной кампании. Снова вспомним про варианты использования денег от курортного сбора: хороший информативный городской сайт, с достоверной информацией просто необходим.
http://www.nb-forum.ru
О хорошем
За год в Сочи появились новые общественные пространства. Гости наверняка оценят Фестивальный сквер, обновлённые «Фитофантазию» и пространство у Зимнего театра. Отреставрированный парк «Южные культуры» просто обязан стать местом притяжения для туристов. Работа над облагораживанием городских территорий продолжается. 5-6 мая на улице Роз пройдет «Венчагов Fest» - запланирована работа уличных мастерских и высадка роз. Возможно, в центре появится еще одно комфортное пространство. Появление новой прогулочной улицы, даже и не исключительно пешеходной, пришлось бы весьма кстати. Реконструированная Навагинская хоть и выглядит симпатично, но уже тесна для всех любителей променада.
Продолжаются флористические эксперименты. Главное спортивное событие лета – Чемпионат мира по футболу – оставит (в хорошем смысле слова) свой след на городских клумбах. Их обещают оформить в футбольной тематике.
К сезону курорт украсят пятьсот тысяч растений. Гостей встретит цветущий солнечный город.
Лето на старте!