Главная » Истории » Уик-энд в Сочи

Истории

Уик-энд в Сочи

24.05.2017АвторСергей Зубанов

Прошедшие выходные в Сочи отметились субтропическими дождями, ночью музеев и… автогонками. По Дороге на Большой Ахун прошла уже ставшая традиционной раллийная гонка — подъем на одноименную гору.

Гонка проходит по принципу и правилам, схожими с подобными соревнованиями, главным и первым из которых считается подъем на Pikes Peak в американском штате Колорадо. Этой гонке в прошлом году исполнилось 100 лет. Участие в ней принимают чемпионы мира в разных гоночных дисциплинах — от драгстеров до раллистов. Так, действующий абсолютный рекордсмен Пайкс Пик по скорости прохождения дистанции — Себастьен Лёб — девятикратный победитель мирового чемпионата по многоэтапному классическому ралли (WRC – World Rally Championship). А спортивные автомобили специально производят и готовят именно под такие вот подъемы на гору.

Проснувшись в 6:00 в субботнее утро, я уже слышал громогласное рычание раллийных автомобилей, тренирующихся перед гонкой под проливным дождем. А когда я возвращался из Олимпийского парка в 20:30 того же вечера, колонна спортивных автомобилей - кто своим ходом, а кто на тралах - следовала с горы.

Признаюсь честно, я ждал этой гонки и собирался хоть и под дождем, но посмотреть заезды на гору. Но я не поклонник ралли, ибо спортсмены там соревнуются со временем, с трассой или просто с направлением по заранее обозначенному маршруту, с собственным автомобилем и с самими собой. Своими возможностями, в конце концов. Но не бок о бок с соперниками. Нет той захватывающей борьбы, которая видна на кольце (так называют все закольцованные треки, не обязательно округлой формы), когда на трассе могут выстроиться в один ряд 3-4 автомобиля и, оттирая друг друга, пытаются первыми вскочить в следующий поворот. Когда поздним торможением перед крутым поворотом пилот выныривает перед самым носом соперника. Когда, воспользовавшись слип-стримом, пилот пристраивается в нескольких десятках, а то и в сантиметрах, к бамперу впереди едущего автомобиля конкурента. И, получив преимущество в наборе скорости, за счет меньшего лобового сопротивления воздуха, выныривает из-под соперника и обгоняет его.

Вот это зрелищно! На мой взгляд. А когда тебе еще дублируют на больших экранах все, что происходит на тех участках трассы, которые не видны с трибуны и ты в курсе происходящего… это же просто праздник какой-то!

Вот и воспользовался я приглашением для прессы и поехал ранним утром в Олимпийский парк на Сочи Автодром, оставляя любителей ралли мокнуть под проливным дождем и брызгами от проезжающих мимо них друг за дружкой автомобилей. Тротуаров там нет, кстати, и смотреть эту гонку, весьма опасно для зрителей и не только: насколько я знаю, в этом году трассу не перекрывали. А это значит, что и жители Ахуна, и туристы, поднимающиеся к одной из главных достопримечательностей Сочи – башне, рисковали. И рисковали серьезно. Так же, как и спортсмены.

В прошедший уикенд на Автодроме проходили два достаточно серьезных гоночных мероприятия: первые этапы сезона гоночных серий FIA Formula 4 North European Zone (она же SMP F4 NEZ Championship) и Кубка России Mitjet Series Russia (MSR). Эти серии стали гонками поддержки Гран-при России в Сочи в 2016-м. А в этом году MSR осталась и вовсе одна. На других европейских Гран-при разогревающие гонки представлены двумя-тремя, а то и четырьмя, весьма серьезными, хоть и младшими сериями. У нас же организаторы второй год подряд минимизируют затраты на проведение гоночного уикенда, лишая поклонников автоспорта главного — собственно гонок!

Честь и хвала российским промоутерам серии Mitjet2L Академии Арктик Энерджи, что они довели эту, по сути, полупрофессиональную серию до такого уровня, что FIA и Formula One Management доверили им стать гонкой поддержки. Более того, даже велись переговоры, чтобы именно Mitjet Series Russia стала гонкой поддержки на главном европейском этапе – в Монако! И это не смотря на то, что в соседней Франции есть собственный Кубок Mitjet2L, более того, они родоначальники этого класса! Только небольшой, месячный, перерыв между Гран-при России и Монако не позволил сделать это. Пока.

И, поскольку серия Mitjet2L осталась одной гонкой поддержки у Формулы 1 в России, я и расскажу подробнее об этой серии сегодня, проигнорировав младшую Формулу 4. Прежде чем вернуться собственно к соревнованиям, чуть матчасти для новичков.

Mitjet 2L – класс спортпрототипов, производства Франции, с двухлитровым двигателем Renault мощностью 230 л.с., секвентальной (спортивной) коробкой передач, с последовательной сменой передач по типу мотоциклетной. Секвентальными коробками оснащаются почти все спортивные автомобили начиная со старших классов в картинге (KZ2). Преимущество секвентальной коробки в том, что для перемены передачи не требуется сбавлять газ и отжимать диск сцепления. Собственно сцепление используется только для старта.

Прототипы это, если очень просто — шасси, сконструированные по типу карта, но с кузовной рамой или монококом безопасности для пилота, на который одевается пластиковый легкий обвес. Прототипы в основном используются для участия в гонках серии WEC (World Endurance Championship, бывшая Le Mans Series). Самая известная в Европе кузовная серия DTM – тоже спортпрототипы и по конструкции очень близки митджетам. А вот WTCC – это кузовная серия массовых автомобилей (Seat, VW, Volvo, LADA и т.п.).  GT – это серия автомобилей классом повыше – Gran Turismo (Ferrari, McLaren, Aston Martin, Maserati, Lamborghini…) Чтобы хоть как-то разнообразить прототипы, на них устанавливают разные обвесы. В серии Mitjet Russia это кузова похожие на AUDI, BMW, MERCEDES и BUGATTI. Корпусы прототипов оклеены пленкой в цвета команд и их спонсоров.

Автомобиль для гонок в этом классе можно купить в собственность чуть менее чем за 50 тысяч евро. Это в 4-6 раз дешевле младшего класса Gran Turismo – GT3. Их можно взять в аренду на один этап или сезон. В целом, участие в одном этапе любителю обойдется от всего от двухсот до трехсот пятидесяти тысяч рублей. Что не особенно дорого для такого уровня адреналина и возможности погоняться на одном треке с легендами российского и мирового кольца и ралли. Правда, идеально до этого хотя бы год-два поездить и поучаствовать в соревнованиях спортивного, не прокатного, картинга.

В этом сезоне, который стал третьим для этой серии в России, в первом этапе Кубка РФ MSR приняли участие 7 профессионалов (PRO) и 11 любителей или полупрофессионалов (SEMI-PRO).

В каждой гонке, как и по итогам всего сезона, зачет ведется по двум категориям – PRO и SEMI-PRO. В Кубке участвуют как команды, так и частники. И как во всех сериях, успех во многом зависит от бюджетов команд. Могут ли они себе позволить купить более или менее успешного гонщика. А в случае с частником, насколько у него хватает времени и средств оплачивать себе дополнительные тестовые заезды для подготовки к гонкам. Ведь индивидуальное мастерство это и есть тренировки на треке и симуляторе, общий накат, изучение теории, своей и чужой телеметрии, физическая подготовка, просмотры видеозаписей онборд-камер и т.п. В общем, это спорт. Настоящий. Дорогой. Экстремальный.

Взамен этого пилоты получают огромное удовольствие, связанное с выбросом адреналина (ну это как нам, простым обывателям, вместо чашечки кофе каждое утро начинать с Желтого Дракона в Сочи Парке, например), радость побед и статус в своем коммьюнити. А также зависть тех, кто себе такое позволить не может, но очень хочет. Внимание женщин, куда без этого. И прочие радости. А нам, любителям смотреть на это и сопереживать — эмоции. Много эмоций. Радость за победы тех, за кого мы болеем. Горечь за их проигрыш. Веселый и позитивный досуг, наконец.

Ну а теперь собственно суббота. Мокрая. Дождь льет беспрерывно с утра и всю первую половину дня. В боксах, где несколько недель назад стояли болиды королевы автоспорта, небольшое напряжение. Механики готовят митджеты к дождевой квалификации.

В квалификационных заездах  пилоты проходят круг за кругом в течении ограниченного времени – для Mitjet2L это 20 минут – и согласно лучшим показателям прохождения трассы выстраивается стартовый порядок для гонки.

Пилоты бодрятся, но с опаской посматривают на небо, пытаясь разглядеть между тучами хоть какой-то просвет. Но просвета нет. Все в одинаковых условиях. Все понимают, что видимости во время квалификации на трассе почти не будет. Что комбинезон, обувь, перчатки, всё будет мокрое насквозь. Что сорвать шины в неуправляемый юз в повороте легко и ехать надо аккуратно. Аккуратно, но максимально быстро. Потому что гонка, по неутешительному прогнозу, пройдет тоже в дождь, и видимости также не будет. И только стартовавшему первым будет видна трасса, когда никто не будет перед тобой пускать в лобовое стекло фонтаны брызг и туман из водяной пыли. Что обогнать почти невозможно и из-за плохой видимости, и из-за равенства в подготовке машин.

Повилас Янкавичус, технический директор и Борис Шульмейстер, генеральный директор MSR

Борис Шульмейстер, генеральный директор Mitjet Series Russia, известный автогонщик, начавший свою карьеру еще в 80-х в СССР. Участник, призер, победитель чемпионатов в различных гоночных дисциплинах, от ралли до кольцевых гонок:

«Все автомобили абсолютно идентичны. Большинство автомобилей, участвующих в гонках обслуживаются единым штатом механиков. Мы являемся как организаторами соревнования в этом классе, так и полностью осуществляем техническую поддержку. Есть ряд пилотов, которые обслуживают свои автомобили сами, но поскольку мы работаем все в одном боксе, вся информация о настройках, телеметрии и других технических параметрах доступна каждому. Мы осуществляем жесткий контроль за техническим состоянием и равенством в технической подготовке автомобилей. Для нас это крайне принципиально!»

Все на равных. Два дня до этого, в четверг и пятницу, так же под дождем пилоты наматывали круг за кругом, готовясь к зачетным заездам. Изучали телеметрию, с механиками настраивали подвески и программы работы двигателя, подбирали оптимальное давление в шинах.

И вот он, главный день первого этапа Кубка России Mitjet2L. Борьба за звание Чемпиона России в классе начинается.

10:30. Пилоты один за другим выезжают за лучшим временем на трассу. 20 минут это немного. На мокрой трассе Mitjet2L проезжает быстрейший круг Сочи Автодрома (5 853 м) в среднем за 3 минуты. Надо успеть прогреть шины и отпустить впереди едущего соперника, чтобы ехать по чистой трассе, а не под душем. И проехать чистый круг, показать максимально возможное лучшее под дождем время.

№1 Дмитрий Гвазава

МатчТВ в это время только еще разворачивает свою аппаратуру, готовясь к прямой трансляции на своем телеканале. Комментатор Владимир Башмаков пока в боксах со всеми наблюдает за результатами на табло. Красные флаги. Пилоты возвращаются в боксы. Все кроме одной машины. Дебютантку сезона, единственную пока девушку в пелетоне, Анну Прядкину развернуло на трассе и ее митджет остановился в опасном месте.

Анна Прядкина

Анна пришла вслед за своим мужем Виктором Котовым из любительского картинга. Их обоих увлек своим примером Дмитрий Гвазава, тоже выходец из московского прокатного, а затем спортивного картинга, который в первый же свой сезон сходу выиграл Кубок России MSR и пока является действующим чемпион серии. Но в этом году ему придется непросто.

В Mitjet2L пришла очень серьезная команда Lukoil Racing. Программа развития автоспорта Лукойла насчитывает уже четверть века. И это грозная сила. Тем более, что выступают за них молодой, но очень опытный Иван Лукашевич, двукратный чемпион России по картингу, в активе которого участие в европейских и азиатских формульных сериях и даже в GP3. У Ивана был 4-х летний перерыв в выступлениях, но провел он эти годы на тренерской работе, что во многом ему сейчас помогает, а он с удовольствием помогает новичкам MSR.

Второй пилот Алексей Карачёв, выигравший в картинге в России и Европе всё, что можно было, призер младших формульных серий, победитель кузовной серии Blancpain Sprint Pro Am 2015, прошлогодний победитель 6 гонок MSR из 10. В двух гонках не участвовал и, пожалуй, только это позволило Дмитрию Гвазаве стать чемпионом серии. Но в этом году Алексей, также как и Иван, имеют лучшую командную поддержку. И, скорее всего, титул чемпиона будут разыгрывать между собой. Но автоспорт потому и интересен, что случается всякое. Вот что думает по поводу предстоящего соперничества с профессионалами Дмитрий Гвазава, чемпион Кубка России Mitjet2L:

«Я, честно говоря, никого не боюсь! Ни Ивана, ни Алексея, ни саму команду Лукойл Рейсинг! Если бы я испугался, я бы просто не ехал здесь. Я планирую отстоять звание обладателя Кубка России. Я понимаю, что соперники - настоящие профессионалы. И мне льстит, что я еду с ними в одном классе и борюсь за победы».

Тем временем, автомобиль Ани Прядкиной эвакуировали и сессия продолжилась. Все также, по дождю. Результаты квалификации оказались скорее ожидаемы. Дмитрий Гвазава оказывал серьезное сопротивление двум пилотам Лукойла, какое-то время находясь на второй строчке, вслед за Иваном.

Но что-то не получилось на трассе у Дмитрия и в итоговой таблице квалификации его обошли Алексей Карачев и Андрей Агафонов – дебютант серии, но с титулами призера и победителя в российских, немецких, итальянских кузовных сериях. Серьезная конкуренция, не правда ли?

Вслед за Гвазавой пятым завершил квалификацию Василий Грязин, раллист, чемпион Латвии и вице-чемпион России и Европы. Шестым стал Михаил Макаровский, победитель зимней серии Mitjet Arctic Cup, выигравший в прошлом году одну из гонок Кубка России Mitjet2L. 

А вот седьмое место на стартовой решетке завоевал любитель Константин Гугкаев, обойдя еще одного профессионала среди участников серии, 53-х летнего Владимира Стрельченко, бывшего мэра города Химки, участвующего в гонках кузовных серий в России больше 10 лет. Владимир Стрельченко стартует 8-м.

40-летний, подтянутый, спортивный Константин Гугкаев, в прошлом участник чемпионатов мира по джиу-джитсу, пришел в автоспорт только 2 года назад. Но, как показывают его результаты и стремления, равные в этом году среди любителей, в этой серии ему вряд ли найдутся.

Был шанс обойти в квалификации Стрельченко и у любителя Дениса Ременяко, но, увы, из-за собственной ошибки он вылетел с трассы, повредив автомобиль и не успев показать лучшее для себя время круга. Автомобиль в итоге успели восстановить, но стартовать Денису пришлось 9-м.

В след за ними расположились еще 9 гонщиков любителей. Замкнула стартовую решетку дебютант Анна Прядкина.

Итоги квалификации перед первой гонкой

По окончании квалификационных заездов, журналистов и приглашенных гостей попросили удалиться из боксов. Мы пошли на трибуны, а фотографы отправились искать лучшие точки съемки.

Дождь лил беспрестанно. Зрители собираться не торопились. И два мотоцикла стантрайдеров (каскадеров) показывали вилли (езда на заднем колесе), стоппи (езда на переднем) и бёрнаут (на месте или в небольшом дрифте, прокрутка заднего колеса, чтобы резина дымилась) пустым трибунам. В 11:30 на стадионе было от силы 100 человек.

Ведущий пытался что-то рассказать зрителям, но его слышно не было. Там в принципе никогда не слышно на трибунах ведущего. Особенно, когда на стартовой решетке «джентельмены заводят моторы» и пролетают мимо, по главной прямой. Явная экономия на звукоусилительной аппаратуре. Также как и на экранах. Светодиодные экраны на Сочи Автодроме тусклые и маленькие. Для автодрома, где страна принимает Формулу 1 это, по крайней мере, стыдно.

Около 12:00 обладателей билетов по 500 рублей пригласили на прогулку к боксам, где они могли фотографировать технику и пилотов. Поскольку на трибуне никого не оказалось, скорее всего те, кто купил билеты по 350 рублей (без прогулки по гриду (стартовой решетке), тоже попали к боксам без проблем.

Пока зрители толпились у боксов Формулы 4, миджеты выехали на стартовую решетку, заняв ее согласно местам, завоеванным в квалификации. Дождь чуть ослаб, но все также лил.

Зрителям удалось пофотографироваться на фоне автомобилей и наводящих последний лоск на них механиков. Пилоты пока готовились в боксах. За 15 минут до начала старта прогревочного круга зрителей попросили занять места на трибунах.

При сухой погоде автомобили уходят на старт сами, проезжают прогревочный круг и затем стартуют с места. Но май в Сочи в этом году решил побить все рекорды по осадкам, и митджеты поехали на прогрев за автомобилем безопасности. Первый круг был пройден. Пейс-кар не уходил в боксы и на втором, и на третьем. 10 минут из 20 минутного заезда были пройдены за автомобилем безопасности, но, наконец, пейскар свернул в боксы и митджеты сходу поехали дальше на результат.

Более опытные и молодые пилоты Лукашевич и Карачёв на машинах в цветах Lukoil Racing уехали вперед. Именно в этом порядке, и догнать их больше никто не смог. А вот Гвазава пытался бороться с Агафоновым за третье место, но в итоге их обоих обошел раллист Грязин.

По-хорошему удивила Анна Прядкина, доехав до финиша 16-й. Все 18 гонщиков в этом заезде добрались до финиша.

Две церемонии награждения после первой гонки: сначала в зачете PRO, а затем среди Semi-PRO (любителей). Места в зачете любителей распределились так: Константин Гугкаев, Денис Ременяко (за которого болела очень веселая компания коллег по фармацевтическому бизнесу) и Владимир, с приятной на слух коренным сочинцам фамилией, Чарчиян.

Вторая гонка состоялась через два часа. И переменчивая Сочинская погода подарила зрителям и пилотам радость борьбы. Дождь закончился, трасса подсохла и митджеты стартовали сразу после одного прогревочного круга. Правда из-за пока еще сырой трассы и во избежание стартового завала, не с места, а также как и в первой гонке с ходу.

Стартовали пилоты не в квалификационном, а в том порядке, в каком закончили первую гонку, за исключением первой шестерки. Согласно регламенту первые шесть автомобилей стартуют во втором заезде в обратном порядке. Это обычная практика в кузовных сериях, для того чтобы придать зрелищности борьбе и дать шанс набрать очки менее подготовленным пилотам.

Т.е. лидер первой гонки Иван Лукашевич стартовал шестым, приехавший за ним Алексей Карачёв — пятым, перед ними — Василий Грязин. Первая тройка: Макаровский, Гвазава, Агафонов.

И борьба действительно получилась. Удачный старт у прошлогоднего обладателя Кубка России Дмитрия Гвазавы: он обошел Михаила Макаровского уже к первому повороту. Пилоты Лукойл Рейсинга Лукашевич и Карачёв со старта стали прессинговать первые ряды, практически с каждым поворотом отвоевывая позицию за позицией. Ошибся Гвазава - и сразу откатился на 4 место, попав под прессинг своего непримиримого соперника еще по прошлому сезону Андрея Агафонова.

На какое-то время гонку возглавил прорвавшийся с четвертого места Василий Грязин. Но уже на втором круге, удачным маневром его обошел Карачёв. Первую тройку замыкает Иван Лукашевич.

А ветерана серии Владимира Чарчияна новичок из Краснодара Антон Немкин выносит за пределы трассы, повредив собственную машину. Из-за чего первым сходит с дистанции. Чарчиян же, хоть и откатился в хвост пелетона, продолжает борьбу.

На третьем круге Ивану Лукашевичу удается опередить рижанина Василия Грязина (он выступает в серии в качестве иностранца по второму, Латвийскому паспорту), выйдя на второе место. И два лукойловца начинают долгую позиционную войну за лидерство.

В середине гонки вчерашний картингист Никита Худов разбивает свою машину. Еще чуть позже из-за технической поломки сходит Дмитрий Гвазава.

После жесточайшей борьбы, воспользовавшись ошибкой Карачёва, Лукашевич выходит на первое место. И финиш второй гонки в первой семерки, за исключением сошедшего Гвазавы, повторяет итоги первого заезда.

У Lukoil Racing второй подряд двойной подиум в том же порядке, третье место традиционно достается Василию Грязину, параллельно в этом сезоне выступающим в младшей европейской серии по ралли-кроссу (RX Lite).

Среди любителей на подиуме опять Константин Гугкаев и Денис Ременяко. Но третьим в этот раз, вместо выбитого Чарчияна, пробует призовое шампанское Дмитрий Кайшев.

Первый этап Кубка России Mitjet2L прошел в Сочи при неприветливой погоде, но не был скучным. Хотя это смогли оценить только 309 зрителей, посетивших Сочи Автодром в прошлые выходные. Второй этап пройдет уже в эти выходные на Смоленском кольце. Мы в это время будем смотреть на МатчТВ Гран-при Монако Формулы 1 на трассе Монте-Карло.

Конечно, в записи обязательно пересмотрим все этапы, которые пройдут не на Сочи Автодроме. Правда, есть ощущение, что в этом сезоне с приходом команды Лукойла, борьба развернется между двумя их титулованными пилотами. Ну, примерно, как последние 3 сезона в Формуле 1 в ситуации с командой Mercedes AMG. В этом сезоне в борьбу за чемпионские титулы и в кубке конструкторов и личном зачете вернулись Ferrari.

А в сентябре Mitjet Series Russia вернется с последним, шестым в этом сезоне этапом Кубка России в Сочи. И я призываю сочинцев и гостей курорта — приходите на Автодром. Точно не пожалеете.

Автогонки - это крутое зрелище!

Смотрите, болейте и, по возможности, участвуйте в гонках. Но только на подготовленных для этого трассах!

Сегодня читают