Истории
С Днем рождения, Даниил Квят!
Все мы знаем, что Формула 1 пришла в Россию в 2014 году, когда на Сочи Автодроме прошел первый российский этап. Но Россия пришла в Формулу гораздо раньше.
Первые Гран-при прошли еще в царской России, в конце позапрошлого века. Да, и последний император был большим поклонником быстрых и дорогих автомобилей. Часть его автопарка досталась по наследству верхушке большевиков. И, как оказалось наш рулевой, Владимир Ильич Ленин также был поклонником быстрой езды, подгоняя своих водителей.
В годы советской пропаганды, Формула 1 попала под раздачу, как образчик западной буржуазной жизни. Но был в истории СССР вождь, которому нравилось прокатиться с ветерком за рулем хорошего автомобиля. Перефразируя Николая Васильевича Гоголя, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, как нормальный русский, любил быструю езду. На чем и подловил его промоутер всемирной серии Берни Экклстоун. И Формула 1 чуть было не пришла в Советский союз в начале 80-х годов. В первой верстке календаря 1983 года даже значился Московский этап, но… в конце 1982 года Генеральный секретарь ушел в мир иной.
С 1987 года и по 2010-й было еще с десяток проектов по интеграции Российского Гран-при в календарь Большого цирка. Пока не случилась самая масштабная стройка в новейшей истории России – Зимняя Олимпиада в Сочи. Мечтам Берни Экклстоуна, также как и российским фанатам при поддержке президента России суждено было сбыться. В 2010 году было объявлено о проведении первого российского Гран-при в Сочи. Ровно через 100 лет после проведения последнего Российского исторического Гран-при в Санкт-Петербурге.
Берни Экклстоун и президент Путин - целеустремленные, всемерно уважаемые, и даже обожаемые одними - и примерно также нелюбимые другими. Оба присутствовали на подписании контракта до 2020 года (с возможностью пролонгации до 2025). Берни в одном из интервью высказался о российском президенте, как о лучшем лидере для Европы!
Президент РФ Владимир Путин присутствовал на подиуме всех предыдущих Российских Гран-при. Это нетипично для практики мировых соревнований и тем более значимо.
После перепродажи в этом году Formula One Group американцам из Liberty Media руководство стал осуществлять триумвират из исполнительного, коммерческого и спортивного директоров. Первые топ-менеджеры нам мало знакомы, а вот спортивный – один из лучших в истории Ф1 и много раз нами упомянутый в предыдущих частях Росс Браун.
Мало кто из поклонников Формулы 1 знает, что высокие технологии, разработанные еще в СССР, послужили нескольким формульным командам. Опытно-конструкторское бюро Сухого с 30-х годов прошлого века выпускающего в небо истребители, штурмовики и бомбардировщики, а сейчас еще и гражданские авиалайнеры, в 1991 году испекал на своих мощностях и по своей технологии монокок для команды Lotus, где в это время выступал будущий 2-кратный чемпион Мика Хаккинен.
Все знают спортивные колесные диски BBS и OZ. А кто знает, что в 1995 году алюминиевые диски OZ лили в Москве во Всероссийском институте легких сплавов, он же ВИЛС?! А в Формуле 1 знали. В команде Эдди Джордана, Jordan, например. И кто знает, какие бы логотипы рисовали мальчишки в тетрадках на машинках, если бы не дикий развал 90-х в стране…
Формула 1 - это спорт высочайших достижений, как в спортивной подготовке пилотов, так и в НИОКРе (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Имея самую массовую зрительскую аудиторию в мире (исключая северо-американский континент, но и это непременно исправят новые американские хозяева серии), гонки собирают весомый маркетинговый бюджет. Самые массовые товары рекламировались болидами Формулы 1. От сигарет, алкоголя и сетей фаст-фуда до нефтегазовых и IT компаний.
Наше достояние - Газпром в начале нулевых обратил свой взор на потенциальных покупателей акций и разместился на болидах не очень удачливой команды Minardi. Обещанные деньги на сезон 2003 года помогли участию в нескольких тестовых заездах команды первому россиянину оседлавшему современные болиды Ф1 Сергею Злобину. Но не больше. Денег, как утверждали хозяева команды, от российского гиганта так и не дождались.
Сергею Злобину очень хотелось выступать в Больших призах и с его подачи банк «Северный морской путь» засветился на одном из этапов сезона. Но… только на одном. Это краткосрочное участие не дало возможности Злобину стать боевым пилотом. Но навсегда заразило банк гонками. Да, питерский банк «Северный морской путь» это и есть СМП Банк, братьев Ротенбергов, занимавшихся когда-то самбо вместе с будущим президентом России. Тот самый SMP Bank, дочернюю компанию которого SMP Racing возглавляет сейчас Борис Ротенберг, младший из братьев. А спортивным директором является Сергей Злобин.
Благодаря поддержке компании молодые россияне теперь представлены почти во всех мировых гоночных сериях. Это и выступления Михаила Алешина в заокеанской главной формульной серии Indycar. И участие первого российского боевого пилота Формулы 1 Виталия Петрова в World Endurance Series (бывшая Le Mans Series). И Северо-Европейская Formula 4 и Российская серия кольцевых гонок и много других, вплоть до картинга. А на очереди в Формулу 1 еще один талантливый молодой пилот Сергей Сироткин, являющийся сейчас третьим (запасным и тест-пилотом) в заводской команде Renault. В эти выходные он будет участвовать в пятничных свободных заездах за рулем боевого болида.
В нулевых среди спонсоров команд Формулы 1 отметились наши телекоммуникационные бренды – МТС и Мегафон. Для чего это им было надо не совсем понятно. Никого из российских пилотов они не продвинули. Свои бренды тоже не очень – телезрителей в России Формулы 1 до появления этапа в Сочи было не то чтобы много…
Псевдороссийская команда Marussia F1 – это в принципе большой Epic Fail. Вот так вот с большой буквы и не по-русски. Рекламировать спорткары которых официально не было?! Рекламировать русскую Марусю?! Рекламировать российский автопром?! Даже АВТОВАЗ, в худшие свои годы, не был достоин таких печальных выступлений.
В 2010 году Лаборатория Касперского появляется на Ferrari! Это самое удачное по сей день маркетинговое вложение в Формуле 1 для компании с Российскими корнями. Известный автоспортивный бренд в самом быстром виде спорта в самой «вирусной» среде (вспомните шпионские скандалы в прошлых частях). Кому как не антивирусным программам рекламироваться на красных болидах?! Ну, кроме Marlboro… Кстати, Феррари до сих пор красная не только потому, что это историческая гоночная раскраска итальянских болидов, но и потому, что табачный гигант до сих пор является главным спонсором у итальянской конюшни.
А в 2009 году россиянин Виталий «Выборгская ракета» Петров становится вице-чемпионом GP2. Серии, после которой дорога или в Формулу 1, или на свалку истории. И надо отдать должное менеджеру пилота - Оксане Косаченко, которой удалось вырвать контракт у команды Формулы 1 Renault на сезон-2010 с возможной пролонгацией на все 3 года. Без денег государственного концерна Ростехнологии, с зонтичными брендами LADA, а затем и Вертолеты России, место в потерявшей титульного спонсора команде россиянину было бы получить проблематично.
В 2011 году Renault окончательно минимизирует свое участие в уже не заводской команде. Lotus, еще пока, Renault GP и его новым хозяевам очень нужны средства. Петрову помогают своими деньгами Ростехнологии, газо-химический концерн СИБУР, НОВАТЭК, Выборгский судостроительный завод, Банк Москвы, водка Флагман… Но это не спасает, и на третий сезон Петров оказывается в команде-аутсайдере Caterham.
Виталий Петров- первый российский гонщик, который вышел на старт регулярного чемпионата и 3 года достаточно успешно выступал в Формуле 1, несмотря на то, что был за рулем болидов не самых сильных команд. Он же стал первым россиянином, получившим 3-е место, выступая за частную команду Lotus Renault GP на первом Гран-при 2011 года. Своими выступлениями он сохранил команде 5 место в общем зачете.
Несмотря на свои достижения, из-за недостаточного бюджета гонщик был уволен. После чего, не имея менеджера и спонсоров, закончил выступление в Формуле 1. Но его заслуги перед Россией в Формуле 1 неоспоримы и наконец-то оценены тем, что в этом году его именем назвали трибуну Т2 на Сочинском автодроме.
Жители Сочи помнят, как ждали Формулу 1. Автоспортивный фестиваль «Формула Сочи 2011», Lotus Renault GP и ее спонсор LADA (!), гонщик этой команды россиянин Виталий Петров, российская команда Marussia Virgin Racing и российский голос Формулы 1 Алексей Попов.
Первый российский пилот в Формуле 1 был создан усилием воли и бюджетами, по сути, став рента-драйвером. Так называют пилотов покупающим себе место за деньги у команды. Отдавая дань Выборгской ракете, Петров своими выступлениями доказал, что заслужил свое участие в Формуле 1 и оставил след в пелотоне.
А вот почему действительно надо болеть за Даню Квята:
И не только потому, что он наш! Это действующий пилот Формулы 1, который получил свое место в младшей формульной команде концерна Red Bull не за деньги, а исключительно за мастерство.
Великий и ужасный Хельмут Марко, в прошлом не очень удачливый австрийский гонщик, на сегодняшний день - лучший селекционер молодых талантов. Марко, являясь главой подразделения поддержки юных пилотов Red Bull Junior Team и спортивным консультантом обеих команд быков, открыл миру 4-х кратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля и новую юную звезду Макса Ферстаппена, вызывающего горячие споры и смелые надежды на обновление рекордов Формулы 1.
Но, перед тем как 17-летний Макс Ферстаппен, сын скандального драчуна Йоса Ферстаппена, когда-то выступавшего в одной команде с молодым Шумахером, благодаря австрийцу попал в обойму Red Bull, в любимчиках Марко ходил именно наш Даниил.
Даня Квят, переехав с родителями из Уфы в Москву в 2000-м, однажды, заехав с отцом за пиццей в картинговый клуб, попросил проехаться на прокатном карте. Так началась карьера гонщика. В 11 лет он начинает выигрывать картинговые соревнования. Но чтобы стать лучшим нужны тренеры и команды. В России пока этого еще нет.
С 2007 года он живет, тренируется и выступает в Италии. Отсюда прекрасный итальянский язык, который сейчас ему очень помогает в итальянской команде Torro Rosso. В 2009-м году его выступления начинает оплачивать Lukoil Racing. Но уже через год итальянцы рекомендуют обратить на него внимание селекционеру Red Bull Racing, и Хельмут Марко сходу подписывает с ним контракт...
Стоп.
На Гран-при России вы все сможете купить книгу о Дане Квяте, написанную по отзывам о нем тренеров, механиков, руководителей команд (порядка 40 интервью), собранных известным автоспортивным журналистом Олегом Карповым и вот там все прочтете из первых уст.
И лишь самое главное. Именно Даня Квят, завоевав с ходу титул в GP3, перепрыгнув через целую серию, получает приглашение в Формулу 1, в младшую команду RBR – Torro Rosso. А спустя всего один сезон (некоторые там засиживались по 3 года, а многих выгоняли совсем из Ф1), в 2015-м, перебирается в старшую команду Red Bull Racing. Увы, проведя один, не самый плохой год в старшей команде и, даже, опередив по очкам напарника Даниэля Риккардо и начав новый сезон 2016 года в ней же, отправляется после ряда неудачных гонок обратно в младшую команду с не очень лестным прозвищем – Русская торпеда, а место получает новый любимчик Хельмута – Макс Ферстаппен.
Прошлый сезон Даниил доезжает на автомате. Но руководитель команды австриец Франц Тост верит в нашего пилота и морально всегда поддерживает его. За межсезонье Даниил подуспокоился. Завел себе подругу. Дочь 3-кратного чемпиона Формулы 1 бразильца Нельсона Пике. И, похоже, они счастливы вместе. Даня привез подругу в Россию. Смотрите трансляцию Гран-при из Сочи, думаю, эту красавицу не раз покажут режиссеры.
А вот Даниил Квят, отчаянно пытающийся выглядеть взрослым в гостях у резвящегося и отчаянно пытающегося выглядеть юным Ивана Урганта на этой неделе.
А что касается ожидаемых результатов на Гран-при России от Даниила Квята: с учетом той команды, за которую он сейчас выступает, хорошим результатом для них будет заехать в 10-ку сильнейших, а лично для Даниила обогнать своего вечного соперника, еще с младших серий, и друга Карлоса Сайнса-младшего и финишировать хотя бы на 7-м месте.
Лучший подарок в жизни, думается мне, Даниил Квят уже получил 3 года назад, на свое 20-летие, когда в его честь была названа трибуна Т3 на Сочи Автодроме.
Но каждый год мы будем желать тебе, Даня, побед!
Так же, как желаем ее в эти выходные. Здесь. Дома. В Сочи.