Истории
«Рай» Андрея Кончаловского, безусловно, не для всех, это не жвачка для глаз - посмотрел и выплюнул, это не кино для мультиплекса, да простят меня поклонники «Викинга». Кино для думающих и сопереживающих.Накануне уставшая от бесконечных жалоб пресс-служба Андрея Кончаловского распространила обращение режиссера: «Мой дорогой зритель! Этот фильм о тишине. Этот фильм о страшной тишине… и если ты хочешь до конца его прочувствовать, будет лучше, если ты не будешь хрустеть попкорном и хлюпать кока-колой».
Если «Землетрясение» - это слезы, то «Рай» – это волосы дыбом. Фильм-боль. Выражаясь языком клинической классификации, боль глубокая, генетическая, болезненный нарыв, не зарастающий пока живы воспоминания о той войне.
На кинофестивале в Венеции фильму аплодировали десять минут. Там он был удостоен "Серебряного льва" за режиссуру. И зарубежные, и российские кинокритики сходятся в одном: «Рай» - лучшая картина Андрея Кончаловского. Сам он утверждает, что последний снятый для него лично всегда важнее остальных. Кажется, что у него все безупречно. Историческая драма, размышление о двадцатом веке, полном иллюзии, о страшной и беспощадной войне, когда весь мир на 1418 дней и ночей погрузился в хаос, о реальности концлагерей, и ужасах Холокоста.
«Рай» - это предупреждение нам всем: у войны нет победителей. Это протест тем, кто еще рукоплещет воинствующей риторике, кто показывает всем своим видом, что не боится ни войны, ни Бога. Посыл Кончаловского - невозможно построить рай на земле, не создав рядом с ним ада. Думайте, пугайтесь, плачьте.Мысль, охватившая в зале: «вот ты сидишь, смотришь это кино, а где-то бушуют войны и не прекращаются конфликты».
«Рай» – это еще о чудовищном разрыве между добром и злом («Были люди - стали ботинки. Куча ботинок»), о силе любви («Зло оно само по себе растёт, а для любви нужно усилие»), о том, как война превращает людей в животных, в зверей, и наоборот («Как быстро животное может снова стать человеком! Ему достаточно лишь поесть и выспаться).
Уверен, что пройдут годы и «Рай» будут изучать в университетах культуры. Кино черно-белое. Запоминается необычная авторская форма подачи режиссера, «Рай» построен на крупных планах, максимально сконцентрирован на тексте, диалогах и монологах главных персонажей, составляющих почти половину метража этого фильма. Монологи трех главных героев: русской эмигрантки-антифашистки, французского жандарма-коллаборациониста, оказавшегося на службе у гестапо и немецкого офицер СС, истово инспектирующего Лагерь Смерти, как будто бы записаны на старую кинопленку, которая может кончиться в любой момент, но в конце «Рая» понимаешь: ведь это не разговор по душам, это душа говорит - и не с тобой, а с Всевышним.
Международный актерский состав. Сложно узнать в роли Гиммлера Виктора Сухорукова, Андрей Кончаловский позвонил ему глубокой ночью и предложил эту роль, настояв на портретном сходстве с историческим персонажем, что было достигнуто с помощью грима. Поскольку Виктор Сухоруков не владеет немецким, то исполняя роль Гиммлера, он «позволил говорить себе какую-то абракадабру», а затем его переозвучил немецкий артист.
«Фильм посвящен матушке России и тем женщинам, которые помогали еврейским детям во время Второй мировой войны». Так говорит сам Кончаловский. А еще в главной роли главная женщина в жизни режиссера – Юлия Высоцкая. Никакого гламура, погружение в роль до мурашек. «Это было счастье, мне повезло!» - восклицает актриса. Страшная авария в Европе, когда семье Кончаловских сопереживала вся страна, драматургия жизни. И вот большая работа, настоящий прорыв, «Рай» рядом со «Списком Шиндлера», точнее всего в одном шаге от него, но, к большому сожалению, лента Кончаловского не вошла в шорт-лист Оскара, об этом стало известно на днях, хотя «Рай» был выдвинут от России в категории «Лучший фильм на иностранном языке». На самое большое количество наград — 14 — претендует мюзикл «Ла-Ла Ленд». На такой фильм можно и с попкорном.
И хотя "Оскар", конечно, кинонаграда престижная, но русскую киношколу все-равно изучать будут по Тарковскому и ....Кончаловскому.