Истории
Аттракцион небывалой щедрости
В последний месяц осени туристическое сообщество обсуждало в соцсетях запредельное предложение от крупнейшего российского туроператора «Библио Глобус» – проживание в олимпийской Имеретинке равное по стоимости чашке кофе. Так, номер на двоих в отеле Бархатные сезоны в середине ноября, можно было приобрести за 154 рубля в сутки. Горячую реакцию представителей турбизнеса понять можно – демпинг конкурента-тяжеловеса бьет рублем по выстроенному годами бизнесу, а так как опускать цену «ниже плинтуса» у середнячков и мелких игроков рынка возможности нет, остается только обсуждать жесткие методы туроператора и надеяться на «своего» клиента, который не польстится на дешевизну, а будет готов оплатить комфортабельный отдых по рыночной стоимости.
Своя игра
«Библио Глобус» приобрел скандальную известность среди коллег и снискал любовь миллионов россиян агрессивной демпинговой политикой, которую он применяет при выходе на новый рынок. Так, когда в 2013 году туроператор объявил о продажах хорватского направления, заявив о намерении переключить на себя 10 процентов от всего российского турпотока, работающие в этом сегменте компании приготовились к худшему. Аналитики от туризма прогнозировали демпинг и стагнацию рынка.
Годом позже тяжеловес обратился к родным берегам, открыв продажи по Крыму и Краснодарскому краю, тогда же в сети появились шокирующие предложения от туроператора, продававшего номера в олимпийской столице дешевле 100 рублей. В этом, как и в других случаях комментариев от компании относительно своей ценовой политики не поступало. Не отвлекаясь на негодование конкурентов в 2014 «Библио Глобус» обошел всех российских мастодонтов туриндустрии и с годовой выручкой в 78 млрд рублей обосновался на 77 месте в списке Forbes.
Как видим «своя игра», которой прославился туроператор за 24 года работы на рынке, приносит хорошую прибыль. Основатель «Библио Глобуса» Александр Туголуков в интервью РБК, прошедшем после банкротства стратегического партнера-перевозчика компании Трансаэро рассказал, что в основе успеха лежат технологии:
- Технологии — это минимизация действий человека, то есть когда все изменения, которые проходят в системе, делаются роботами. Никто не говорит о том, что у меня сотрудников в несколько раз меньше, чем у компаний, которые гораздо меньше меня по объему. Это самая важная вещь… Что касается сотрудников, у нас их в принципе не так много… У нас направление с потоком в 18 тыс. человек в неделю обслуживают четыре сотрудника. Один из них — руководитель, один занимается финансами, двое — технической работой. Мы дошли до того, что можем обрабатывать турпоток в миллионы пассажиров — 5 млн и 10 млн.
Черная пятница
Как все модники мира с замиранием сердца ожидают обвала цен в черную пятницу, так и прошаренные российские туристы ныряют за небывалыми скидками на сайт Библио Глобус. В интернете можно найти множество лайфхаков от любителей бюджетно отдохнуть с пошаговой инструкцией по бронированию туров без перелета в отели Красной Поляны, номера в которых выкуплены туроператором на несколько лет вперед.
Прилично заработав в высокий сезон в период межсезонного простоя, когда конкуренты распускают персонал, «Библио Глобус», или БГ, как его называют в сети, торгует апартаментами как фастфудом. От потока желающих провести уик-энд в горах за 1,5-2 тысячи рублей нет отбоя. Софт туроператора чутко реагирует на спрос – применяемая в компании система динамического ценообразования пересчитывает стоимость тура в реальном времени в зависимости от количества запросов.
— Я помню, что начиная с 2000–2001 годов всегда «Библио Глобус» упрекали в цене, в демпинге: «Откуда они эти цены берут? Как они работают?» Поэтому в какой-то момент времени я перестал на это реагировать. Ведь людям гораздо проще мыслить шаблонно. Никто в деталях разбираться не хочет. Потому что в динамическом ценообразовании, которое реализовано было у нас, все построено на минимальной стоимости. Мозг реагирует на минимальную цену. Но какой объем путевок по этой минимальной цене, никто не знает. А стоимость на разную глубину продаж разная. И гораздо проще обвинять «Библио Глобус», чем признать то, что технологически мы сильнее, чем наши конкуренты, – отметил глава БГ в интервью РБК.
В рулетке скидок везет не всем. Не обходится без жалоб возмущенных клиентов в соцсетях и на профильных сайтах. «Во всем мире раннее бронирование = более низкая стоимость в благодарность клиенту. Туры и услуги продаются всегда дешевле при раннем бронировании. В Горки Городе, который работает через «Библио Глобус», все в точности наоборот. Ты бронируешь за месяц номер за 6 000, а за 2 дня до заезда людям продается точно такой же номер за 1 000!!! При этом возврат брони это штраф от 75 до 100%».
«Горки Город - это кот в мешке. Сейчас номера на несколько дней в новогодний период стоят по 150 000. Что предложите? Забронировать или гадать упадет цена или поднимется? Посмотрел сегодня цены на аналогичные даты… Те же номера стоят уже 70 000. Спрос упал???? Серьезно? А сколько они будут стоить завтра, не знает даже сам Горки Город».
«Забронировали апартаменты на 10 ночей - это была акция «раннее бронирование», которая стоила нам 32 000, сегодня узнали, что на те же дни сумма получается 18 000. Это как? Обман? Я не хочу терять деньги за обман. Либо возвращайте разницу, либо добавляйте питание. Мы как раз заплатили сумму, которая сейчас идет с питанием».
«Мы попались на «раннее бронирование», потому что от отеля «раннее бронирование» - это скидка почти 70%, а от агентства - это накрутка».
Год назад «Библио-Глобус» взял в управление на 5 лет бывший AZIMUT Hotel Sochi 3*, переименовав его в Сочи Парк Отель. Гостиничный комплекс из двенадцати восьмиэтажных жилых корпусов и номерным фондом в 2 880 номеров перешел на работу без простоя по привычной в компании схеме. В сезон привычные цены, в межсезонье – бросовые. Отзывы от клиентов, отдыхавших в «низкие даты», о состоянии номеров и сервисе выше, чем от Бархатных Сезонов и Горки Города, где у «Библио Глобуса» выкуплены блоки номеров, но это и понятно – клиентоориентированность и бешеный объем понятия несовместимые.
Дальний прицел
«Как рассказывали мне идею в туроператоре - это чтобы потом на дополнительных услугах заработать. Ну и это же жесткие блоки «Библика», отели выкуплены. Я, конечно, не верю, потому как это делается скорее для разорения соседей. Что и происходит часто, потому что люди требуют таких цен». «Видя такой тариф, народ на адекватный тариф смотреть не хочет», - мнения из обсуждения поста о ноябрьских ценах от «Библио Глобуса» в Бархатных Сезонах.
Многие не одобряют демпинговую политику БГ, но есть и те, кто относится к этому как к нормальному процессу: «Так уже много лет подряд. Зимой здесь, летом в горах. Чему вы удивляетесь? В «не сезон» заложены расходы на эксплуатацию и зарплаты. Для туротрасли ничего в этом удивительного нет. Тысячи любителей халявы ждут эти цены и за ними не ржавеет. И в кварталах все в порядке, получше чем на большинстве объектов. Ну, а за такие деньги это вообще уровень. 2 года назад сам летал. На 5 ночей на троих с перелетом и завтрак+ужин - 15 000 руб. Так что все отлично сделали - я как турагент могу сказать, у них там народу валом. Может даже что-то и зарабатывают зимой на объеме».
«Мы, потребители, настолько привыкли что цена за ночь - как крыло от самолёта новой модели. Простите, но и мы плавали, знаем, и считали себестоимость номера нетто и брутто, и совсем даже она адекватна… И ведь в среднем к концу месяца не в убытке, хотя есть моменты разные, все очень индивидуально».
«Прибавьте к этим 154 рублям деньги на еду, траты на желание не только сидеть почти задарма в отеле, а побывать где-то, то получится кругленькая сумма».
«Это не демпинг. Это просто другая бизнес-модель. Они зарабатывают на другом. Люди понимают, что отель, это не просто 4 стены, крыша и кровать. Данная бизнес-модель давно читалась в запросах, которые формирует турист. Но позволить себе ее реализовать мог только тот, у кого есть ресурс организовать не только отель».
«А еще люди понимают, что могут выложить 5 номеров по 154 рубля за ночь, а потом продать 1000 по 1000 за ночь. И выйдет дешевле, чем покупка рекламы. Отдельный кайф, в том, что все конкуренты отрекламируют бесплатно».
«Почему-то в пик цен летом с сумасшедшими ценами, все молчали, а цены не сопоставимы с качеством отдыха. Почему летом никто не кричит, что цены надо регулировать? Двойные стандарты как и всегда».
Каждому - свое
Есть спрос – есть и предложение. Мне лично интересна идея разнообразить будни бюджетной поездкой в горы или к морю всей семьей. Многие знакомые, пользуясь демпинговыми расценками, не первый год отмечают в горах дни рождения, вывозят на уик-энд бабушек и внуков. Да, есть неудобства, как написали в одном из постов «надо понимать, куда едешь». Если хочешь, чтобы с тобой носились, как с дорогим гостем – плати больше, а если без претензий к качеству обслуживания – добро пожаловать в супермаркет доступных цен.
Фото: Евгений Дудин / Коммерсантъ