Главная » Истории » [ЗА]пиши слова буквами. Странности ФГОСа

Истории

[ЗА]пиши слова буквами. Странности ФГОСа

25.10.2017АвторМила Никольская

- Мама, а почему здесь написано «йод»?

- Потому что это раствор йода. А как должно быть написано?

- Должно быть через «ё».

- Почему?

- В учебнике так написано: сочетание звуков «й» и «о» даёт букву «ё».

Не поспоришь. Сын – второклассник. А ещё он рациональный логик. Не может просто принять что-то на веру – ему нужно разобраться, почему именно так, а не иначе, найти логику. Я поддерживаю такое стремление во всём, кроме одного. Искать логику в современном учебнике русского языка – безнадёжное занятие.

Как ответственная мама, я регулярно читаю статьи серьёзных учёных, дипломированных психологов и педагогов. Все едины во мнении: дети пишут плохо. У них, якобы, клиповое мышление, они привыкли к гаджетам и вообще они поколение Z. Опыт мамы второклассника подсказывает мне – проблема не в детях, гаджетах, учителях, школах и родителях. Проблема в головах у тех, кто придумал ФГОС по русскому языку.

Кто решил, что школьники должны изучать фонетику родного языка в первом и втором классе? Зачем она им нужна? Каким сверхчеловеком должен быть учитель, чтобы втолковать тридцати шести второклашкам, что, хотя в учебнике и написано [й и н о т], на самом деле писать нужно «енот»?

В начальной школе дети должны научиться грамотно писать и быстро читать. Иначе им будет сложно учиться дальше. Начальная школа нужна, чтобы подготовить детей к изучению предметов средней школы. Как в освоении физики, химии и истории ребёнку поможет знание о том, что в русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е, но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И], для меня загадка. Конечно, если ребёнок интересуется гуманитарными науками и мечтает стать филологом или журналистом, без фонетики ему не обойтись. Но почему это нужно проходить всем и во втором классе?

Каждый раз, когда мы начинаем делать задание по русскому, у меня складывается стойкое ощущение: авторы учебника старались. Ночами не спали, придумывали, как бы получше отравить жизнь детям, учителям и родителям. Я долго мучилась вопросом – почему ребёнок делает глупейшие ошибки в словах «лисёнок», «котёнок», «друзья» и так далее. Оказывается, в учебнике написано [л’и с’ о н а к]. Вот так. Он так запомнил. То, что он видит, он запоминает лучше, чем то, что слышит. Как и многие дети. Теперь я переучиваю его обратно. Трачу массу времени, чтобы вопреки учебнику, научить сына писать грамотно. Он не виноват. Не виноваты гаджеты, учителя и школа. Виноваты чиновники от образования, заседающие в высоких кабинетах.

Какой-то находчивый чиновник услышал, что современные дети, в большинстве своём, визуалы. Обрадовался, наверно, и сочинил теорию про клиповое мышление. Может быть, даже накропал диссертацию и получил учёную степень. Первобытный человек подручными средствами рисовал на стенках пещеры сцены охоты на мамонта и был доволен и счастлив. Это у него было клиповое мышление. За последние несколько тысячелетий человечество всё-таки сделало некоторые шаги по тернистому пути технического прогресса. Оно, человечество, изобрело письменность. Которая, в свою очередь, помогала развивать науки и просто делала человека человеком. Homo sapiens разучится писать – и всё, готово дело, прогресс остановится. Не умеющий писать не станет профессионалом ни в одной области науки и техники.

Часто родители спохватываются, когда в пятом – шестом классе их дети начинают таскать домой двойки и тройки. И заодно страдать депрессиями и фобиями. Некоторые мамы и папы ругают своих чад, лишают гаджетов и карманных денег, усугубляя проблему ещё больше. Ответственные родители таскают детей по врачам. Неврологи пишут сложные диагнозы – «дисграфия», «дислексия» и «гиперактивность». А дети переходят на общение с помощью смайликов, потому что так проще. Они не виноваты в том, что их не научили писать.

Каждый день я делаю уроки с сыном. Узнаю массу нового: 33 года я была уверена, что проверить правильность написания безударных гласных не сложно, достаточно подобрать родственное однокоренное слово, чтобы «сомнительная» буква оказалась ударной. Оказывается, всё не так просто. Сначала нужно написать слово орфографически, вспомнить, что безударный звук [и] может быть записан аж тремя буквами – «и», «е» и почему-то «я». Да, нормальное русское слово «пятно» в учебнике написано так – [п‘итно]. Мы тренировались произносить его именно так несколько дней, хохотали до коликов, но так и не научились. Не осилили и орфограммы [мисной] и [тинут’].

А чтобы определить, как пишутся приставки «за» и «по», оказывается, надо рассуждать так:

 

Это бред и бессмыслица. Поэтому, в ответ на логичный вопрос сына «Почему, если в учебнике написано так?» я отвечаю «Не вникай». Мой ответ распространяется на всё, что касается фонетики. Если в будущем он захочет стать филологом, разобраться с этой наукой ему не составит труда. Но сейчас у него другие задачи. Возможно, это не педагогично. Пускай. Зато мой сын пишет и говорит грамотно. Правильно ставит ударения. Успевает делать уроки, получать пятёрки, заниматься плаванием, самбо, рисованием, информатикой и просто нормально жить.

Мы нашли для себя только один выход – относиться к школьной программе и оценкам с юмором. Вот, например, задание: «Запиши слова буквами». Стесняюсь спросить, а как ещё можно записать слова? Иероглифами, разве что.

Чиновники от образования любят ставить эксперименты. Почему бы не попробовать переписать ФГОС по русскому языку для начальной школы? Убрать из него совершенно ненужную тем, кто только учится писать, фонетику. Перестать изобретать велосипед и подумать наконец-то о детях. Им и так есть, чем заняться. Пусть лучше учат информатику, играют в шахматы, делают научные проекты. В начальной школе учатся быть грамотными, читать и писать. Готовятся осваивать прикладные науки. XXI век на дворе, как-никак. Иначе придётся передать бразды правления искусственному интеллекту и повсеместно перейти на эмодзи. Я не готова к такому развитию событий. А вы?

Сегодня читают