Главная » Истории » Лики старого Сочи. Часть 7-я

Истории

Лики старого Сочи. Часть 7-я

11.08.2017АвторАлла Гусева

SOCHI123 публикует продолжение отрывков из книги директора Музея истории Аллы Гусевой, посвященной становлению курорта. В седьмой части вы узнаете, где зародилось революционное движение, когда впервые В.Маяковский прочел стихотворение "Паспорт" и как А.Чехов чуть не стал сочинцем.

Дача «Cветлана» А.П. Фронштейна

(ул. Черноморская, 4-б)

Александр Павлович Фронштейн был народовольцем, в молодые годы в 1860 г. сражался в звании капрала в “тысяче” Гарибальди за свободу Италии. Через несколько лет, в дни Парижской коммуны (1871 г.), он борется на баррикадах Франции за дело парижского пролетариата.

В 1881 г., после убийства членами “Народной воли” императора Александра  II, Фронштейн и его жена Татьяна Степановна были высланы в Сочи, как народовольцы, где над ними был установлен постоянный полицейский надзор.

В конце ХIХ века Фронштейн построил небольшой пансион, назвав его «Светлана» в честь любимой героини одноименного произведения А. Жуковского, очень популярного в то время. В этом пансионе за недорогую плату отдыхали интеллигенция и студенты.

Пансион “Светлана” стал одним из центров революционного движения в Сочи. Вот что указывалось в 1 томе протоколов допроса по делу о вооружённом восстании 1905 г. в Сочи: “На Верещагинских участках все поднадзорные обыкновенно поселялись сначала в гостинице “Светлана”… Кружок группировался вокруг содержателя гостиницы Александра Павловича Фронштейна, его сына Виктора, проживающих у них студентов… Кружок занимался распространением нелегальных брошюр,  в чём были замечены, главным образом, Виктор Фронштейн и его приятель Журавлёв…”

И отец, и сын Фронштейны принимали участие в подготовке вооружённого восстания в Сочи  в 1905 году.

От  имени пансиона «Светлана» происходит название микрорайона в Хостинском районе г. Сочи.

Здание дачи А.П. Фронштейн построил по своему собственному проекту в конце ХIХ в  (1895 г. ?), когда неуклонное развитие рационалистических тенденций в архитектуре и искусстве привело к формированию стиля модерн. Постройка двухэтажная: первый этаж - кирпичный, второй – деревянный, оштукатуренный. Первоначально перекрытия были деревянными из древесины твёрдых местных пород, кровля железная. Общая полезная площадь – 750 кв. метров (жилая площадь 450 кв. м).

 

В своем проекте автор отстаивает рационализм, демократические тенденции в архитектуре, усматривая в них основу для возрождения искусства, близкого широким слоям населения. В это время находит признание ведущая роль жилого дома в создании архитектурно-художественного облика молодого посада Сочи. Очень простой, ясный, практичный прием плана дома Фронштейна, элементы композиции хорошо узнаваемы, они встречаются во многих других работах сторонников модерна. Фасады талантливо сочинены и прекрасно исполнены, придавая зданию индивидуальность.

 

Здание бывшего пансиона “Светлана” взято под охрану государства и является памятником истории. В настоящее время здание реконструировано и находится в частном владении.       

 

 фото из архива Музея истории

Дача Якобсона

(Курортный пр., 73)

 Участок на Верещагинской стороне, на месте нынешнего микрорайона Светланы, был приобретен профессором Петербургской медико-хирургической академии, врачом-сексологом А.В. Якобсоном В 1902 г. на его участке по проекту архитектора Р.И.  Будника строится дача.

Архитектура дачи Якобсона гармонично сочетала мотивы, заимствованные из разных стилей.  Кто-то видел в ней элементы швейцарской псевдоготики, другие замечали элементы русского зодчества и даже модерна. Определяющим для такой эклектичной архитектуры были не новации, а традиции, как классические, так и средневековые. Эклектика конца ХIХ – начала ХХ веков обращалась к самым разным стилистическим источникам.

В результате сочетания разных стилей, грамотно объединенных в одно целое, в Сочи появилось дивное здание с мансардой и башенкой. По периметру дом был окружен открытыми резными галереями. Стройные архитектурные формы придавали даче вид романтического замка. Архитектор выстроил виллу  на бетонном фундаменте, основные конструкции (оконные и дверные блоки) выполнены из каштана, полы – из древесины хвойных пород, кровля оцинкованная (за исключением бельведера, который имеет чешуйчатое металлическое покрытие). Автор проекта модернизирует готический каркас, сочетая его четкую структуру с типичными для «нового стиля» усложненными по пластике и рисунку декоративными формами. Следуя традиции, зодчий создает проект в соответствии со вкусом заказчика и своими собственными пристрастиями. Вот как описывает момент строительства дачи К.А. Гордон в своей книге «Старый Сочи. Воспоминания очевидца»: «Дача эта имеет одну особенность: при постройке ее каштановые доски клались плашмя одна на другую и таким образом складывались стены. Незадолго до постройки этой дачи доктор Якобсон выпустил капитальный труд о нарушении половых функций у мужчин, и сочинцы острили, что здание это построено на мужских слезах. Уже не молодой, невысокий, кругленький доктор Якобсон увлекался разведением шпалерных персиков: ездил, сам управляя лошадью, в щегольском кабриолете и вел упорную войну со своими взрослыми дочерьми, для которых даже построил отдельную дачу довольно далеко от своей».

Расположенное на холме, занимающем доминирующее положение на местности, здание видно из многих точек района. Окруженное стройными рядами  пирамидальных кипарисов, дубами,  пальмами, представляет в сочетании очень красивый уголок, подчёркиваемый оригинальными архитектурными формами.

В советский период (1918 г.) в Сочи началась национализация земель. Гражданская война приостановила этот процесс. Однако позже все частные постройки – в том числе и дача Якобсона – были национализированы. На месте частых домовладений открывались санатории, базы отдыха. На базе виллы Якобсона также был открыт дом отдыха работников искусств «Рабис», где отдыхали известные литераторы и музыканты. В 1929 году на вилле Якобсона отдыхал Владимир Маяковский. Здесь и прошло его первое выступление, на котором поэт впервые публично прочитал «Стихи о советском паспорте».

В 1950-х годах дача Якобсона стала одним из административных корпусов санатория «Светлана». Здание является памятником истории и культуры.

 

 фото из архива Музея истории

Имение Михайловское (М.М. Зензинова)

На приморском участке Мацесты в начале  XX  в. раскинулось респектабельное и ухоженное имение «Михайловское» с пансионом (ныне территория санатория «Зелёная роща»), принадлежавшее семье Зензиновых, которые имели  обширные земельные угодья в районе Сочи.

Михаил Михайлович Зензинов (1853 - 1927), известный российский предприниматель, потомственный почетный гражданин, коммерции советник был одним из основателей курорта Мацеста близ посада Сочи в начале  ХХ в. Имение «Михайловское»  с земельным участком площадью 127 десятин принадлежало его жене Марии Алексеевне Зензиновой.

Семья Зензиновых стояла у истоков многих благотворительных начинаний в Сочинском округе, участвовала в проектировании железной дороги Новороссийск - Сочи. Одной из статей дохода семьи были чайные плантации на Цейлоне и торговля чаем. Михаил Михайлович даже написал капитальное исследование о торговле чаем с Китаем.

Тесная дружба связывала Зензиновых с писателем А.П. Чеховым В 1898 году Михаил Михайлович, строя в Сочи имение «Михайловское», горит желанием поселить любимого писателя поблизости: «Заеду(заплыву) за Вами в Ялту…  В Сочи теперь для меня крайне интересно, я был в апреле, в июле и теперь хочется посмотреть, какой там ноябрь…

Посмотрим нашу землю, я уверен, она Вам понравится, я уступлю Вам задешево 5-10 десятин. Вы построите дом, обзаведетесь семьей, будете разводить фруктовый сад, здоровье Ваше поправится, проклятые бациллы, если есть, пропадут, и Вы будете жить себе. Поживать и благодарить создателя за красоту природы и прочую благодать…».

В очередном ноябрьском письме Чехову  Зензинов пишет: «Море всю дорогу, как зеркало, а погода здесь на удивление теплая, на воздухе днем в тени до 18 градусов, конечно, тепла. Деревья пожелтели и теряют лист, но многое цветет, например, розы, фиалки и другое. В общем, с Ялтой разницы нет…».

Конечно, Антону Павловичу было трудно срываться с насиженного (и уже как-то обустроенного) места. Как врач он понимал, что климат Ялты и Сочи - не совсем одно и то же, но забота этого хорошего, доброго и близкого по духу человека была ему приятна, и он с удовольствием отвечал на письма, телеграммы, записочки Михаила Михайловича: « …У меня все обстоит благополучно, надеюсь, что у вас все здоровы. Позвольте пожелать всего хорошего, пожелать счастливого пути в Сочи, где, по слухам, теперь очень хорошо. Поклон и привет вашему семейству.

Искренне Вас уважающий и преданный А. Чехов».

В 1910 году Михаил Михайлович  получил в аренду сроком на 50 лет землю с минеральными источниками на р. Мацеста и совместно с доктором Подгурским В.Ф. приступил к устройству здесь курорта. С 1912 года являлся председателем правления акционерного общества Мацестинских серных источников.

Первоначальный капитал в 300 тысяч рублей давал возможность развернуть строительство курортов на обширной территории вдоль берега моря и реки Мацесты. До конца осуществить задуманное помешала революция. Он встретил ее в своем имении «Михайловское». В 1920 году имение было национализировано, позднее в нем разместилась правительственная дача.

История разбросала семейство Зензиновых, об их судьбе  и судьбе их детей ничего не знали. «Затерялись на просторах России»,- писал один потомков Владимир Зензинов.

 

источник radikal.ru

Худековский парк

Парк С.Н. Худекова – замечательное произведение паркового искусства, расположен на склоне юго-западной экспозиции с перепадом высот от 5 до 130 метров над уровнем моря. Верхняя центральная часть парка решена в стиле итальянских террасных парков, остальная территория – в свободном ландшафтном стиле. Такие приемы создания парков были характерны для России конца XIX – начала XX веков.     

Первый архитектурный парк Сочи заложил  в начале 1890-х годов Сергей Николаевич Худеков – журналист, драматург, редактор-издатель «Петербургской газеты».

С.Н. Худеков родился 10 декабря 1837 года в семье мелкопоместного дворянина  в селе Ерлино Скопинского уезда Рязанской губернии. Воспитывался в Московской гимназии, юридическое образование получил в Московском университете. В 1854 году поступил на службу в действующую армию. Был участником Крымской войны 1853-1856 годов. За доблесть и отвагу  удостоен ордена на Андреевской ленте. В начале 1860 года вступил в  Петербургское литературное общество.

В течение 22 лет Худеков издавал и редактировал «Петербургскую газету», являвшуюся либеральным печатным органом малотиражной прессы. Своим современникам Худеков был хорошо известен как драматург и искусствовед.       Будучи любителем и поклонником русского балета, Худеков написал несколько балетных либретто к постановкам М. Петипа: «Царь Кандавал» (1868), «Баядерка» (1877), «Роксалана или краса Черногории» (1878).

В 1890 году была произведена  расчистка территории и закладка парка на площади 18 десятин. При закладке парка научные цели не преследовались. Первоначально ассортимент растений составлял около 200 видов. Худекову удалось собрать около 400 видов экзотических растений. В основном это были иноземные теплолюбивые субтропические породы, вывезенные из питомников Крыма, Кавказа и Средиземноморья. Худеков тратил большие средства на приобретение богатой и редкой древесной коллекции, выписывал растения из Никитского ботанического сада, Сухумской опытной станции, Петербургского ботанического сада, а также из заграничных ботанических садов и садово-декоративных фирм. Одновременно с закладкой парка   велось  строительство дачи, оранжереи, охотничьего домика и других служебных построек. В 1899 году строительство центрального здания – дачи, названной именем жены «Надежда», было закончено. Худеков решил украсить свой парк скульптурами, беседками, фонтанами и другими архитектурными сооружениями. Скульпторы А. Дюраппе и И. Капелларо изготовили для его парка несколько скульптур и чугунных ваз для цветов.

От виллы «Надежда»  по направлению к морю сосредоточивались основные объекты архитектуры. В архитектурный ансамбль «Утро» входило 5 скульптур: «Рыбак с сетью», «Петух», «Купальщица» и  два пастушка, играющих на  свирели.  Они размещались  у здания, на белоснежной террасе.   Центральную лестницу – спуск  к фонтану «Амуры» украшали с обеих сторон вазы для цветов и скульптуры «Римлянка с кинжалом», «Римлянка с мячом» и «Мальчик с рыбкой». На верхней террасе возле дачи С.Н. Худеков высадил редкие пальмы:  юбеи чилийские, эритеи голубые и саговники. Справа, у второй террасы, был устроен мексиканский уголок с большой коллекцией кактусов и агав, вдоль террасы посажены пальмы Вашингтонии. Симметрично по обе стороны главной лестницы высажены пирамидальные кипарисы и кусты цветущих все лето олеандров. Японские лотосы наполняли бассейны, а рядом с ними росли японские бамбуки. Все периферийные участки  верхнего парка были засажены хвойными породами из разных частей света: австралийские сосны, японские горные сосны, болотные кипарисы Северной Америки, гималайские сосны и атласские кедры из Северной Африки. Хвойные породы деревьев составляли 30% посадок, лиственные вечнозеленые – до 40% и листопадные – до 30 %.

На содержание парка С.Н. Худеков затрачивал значительные средства и, не смотря на это, разрешал всем желающим безвозмездно посещать этот великолепный парк.

 

фото из архива Музея истории

Худековский парк 2

В центре парка С.Н. Худекова располагалась зелёная лужайка.  Вокруг неё – три беседки: «Греческая», «Зеленая» и «Пуэрариевая». «Греческая» беседка имеет второе название «Мавританская». Эта беседка круглой формы, куполообразная, на 8 колонах с тремя спусками к площадке, на которой установлены вазы для цветов и скульптура «Лев». К беседке примыкала колоннада со скульптурой «Девушка».  На втором отсеке беседки – скульптура мальчика на дельфине, играющего на дудочке, на третьем – скульптура: четыре льва, поддерживающие чашу.  

На противоположной стороне  от «Греческой» беседки располагались «Зеленая» и «Пуэрариевая» беседки. Четырёхугольная «Пуэрариевая» беседка, получившая свое название от растения пуэрарии, которой она была обвита, имела скульптуры двух орлов по краям на выступах.

Для водных растений в парке Худекова была сооружена «Раковина». Среди чугунных скульптур и ваз  единственной белой мраморной скульптурой  была «Натурщица». 

Большой урон парку нанесли суровые зимы 1897-1898 гг., 1907-1908 гг., 1910-1911 гг., когда вымерзли многие теплолюбивые растения.

В 1916 году в связи с первой мировой войной работы в парке были приостановлены. А в 1917 году С.Н. Худеков продал дачу и парк. Такому решению могло способствовать вступившее в силу постановление Особого Закавказского комитета от 31 июля 1917 года о включении в черту города  прилегающих к нему земель общей площадью до 762 десятин, среди которых оказался и земельный участок С.Н. Худекова. Дачевладельцы и собственники этих  земель, ставшие горожанами, должны были платить налоги и курортный сбор в городской бюджет.

За годы гражданской войны бывшее имение С.Н. Худекова, которым владел А.А. Масаинов, пришло в упадок, а  видовой состав парка сократился на 30 %.  В середине 1920 года имение «Надежда» было национализировано. В июле 1920 года Сочинский ревком  поручением № 1236 обязал отдел земледелия создать комиссию и произвести опись имущества имения «Надежда». Первого июля 1920 года комиссия в присутствии бывшего владельца имения А.А. Масаинова произвела опись имущества в имении «Надежда». В документе зафиксировано состояние построек, а также мебели и другого сохранившегося имущества…

В июле 1920 года имение «Надежда» было национализировано Сочинским земельным отделом,  имущество  передано в ведение отдела земледелия Сочинского ревкома, а парк получил имя Коммунистического интернационала молодежи (КИМ).

В 1931 году парк «КИМ» был переименован в «Дендрарий».

В середине 1930-х годов, во время реконструкции города, территория парка была разделена на две части проспектом им. Сталина. Тогда же по проекту архитектора А.И. Внукова построена полукруглая  «Ротонда»  центрального входа в парк.

источник kdnv.ru

Продолжение следует...

Сегодня читают