Главная » Истории » Лики старого Сочи. Часть-2.

Истории

Лики старого Сочи. Часть-2.

07.07.2017АвторАлла Гусева

SOCHI123 продолжает серию публикаций отрывков из книги «Лики старого Сочи», написанной директором «Музея истории города-курорта» Аллой Гусевой. Во второй части вы узнаете, какими льготами пользовались акционеры «Кавказской Ривьеры», где находились владения Н.Мамонтова, как возникло название ул. Виноградная, сколько сотрудников обслуживало парк «Ривьера» во времена его создания и что экспортировали из Сочи на рубеже веков.

Курортный комплекс «КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА»

В июне 1909 года в непосредственной близости от посада, на Хлудовской стороне, открылось комфортабельное курортное заведение «Кавказская Ривьера». Его открытие стало значительной вехой в истории курорта Сочи.

Ещё в 1904 году министр земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолов вступил в переговоры с известным московским коммерсантом, потомственным дворянином Антоном Витальевичем Тарнопольским, который принял на себя обязательство перед министерством построить курорт на свои средства.

Для этой цели министерство определило лучшую местность на берегу моря, примыкающую с севера к Сочи, и содействовало её продаже.

Сооружение грандиозного курортного комплекса началось летом 1906 года. Постройка производилась архитектором-художником В. А. Ионом, по его же проекту была изготовлена необходимая мебель.

По некоторым сведениям, в проектировании и строительстве «Кавказской Ривьеры» принимал участие известный архитектор Санкт-Петербурга, выдающийся мастер «северного» модерна Алексей Федорович Бубырь. Об этом свидетельствуют данные о командировках Бубыря в Сочи по заданиям Канцелярии по учреждениям императрицы Марии. Почерк и творческое влияние талантливого архитектора ощущается в благородной строгости, пропорции зданий, группировке объемов и особенно в деталях фасадов, кровли, в специфическом рисунке оконных проемов и переплетов. И в массах и в деталях ясно читаются характерные признаки стиля модерн, который не так уж часто встречается в зданиях подобного назначения на Черноморском побережье.

К моменту открытия курорта здесь были построены две четырёхэтажные гостиницы, водолечебница, театр, кафе, ресторан и здание администрации. Имелись собственный водопровод, канализация и электрическое освещение.

В городе электричество появилось позднее. А в 1909 г. перед сочинцами и гостями курорта предстало «светящееся огнями чудо», удивившие оригинальной архитектурой, прекрасным парковым ансамблем, гармоничным сочетанием природного ландшафта и архитектуры, доступностью цен.

Это был целостный ансамбль сооружений «красивейшей архитектуры» в стиле модерн. Колоннадами, террасами и балконами здания естественно связаны с окружающей средой - великолепным природным окружением.

 

источник privetsochi.ru

Этот сравнительно недорогой по тем временам курорт быстро получил популярность в стране как лучшая здравница на Черном море и заслужил высокую оценку специалистов. Вскоре после завершения строительства его называли «удивительным по красоте», отмечали черты ансамблевого решения. Авторы тех лет говорили о «дивной архитектуре» зданий, их «грандиозности», обращали особое внимание на превосходное освещение (естественное и электрическое), наличие систем вентиляции.

Рекламные издания 1909 г. восхищались чистотой курорта: «В гигиеническом отношении весь курорт представляет последнее слово науки…Полы в гостиницах покрыты линолеумом, почему не сохраняют в себе никогда пыли… Потолки всюду не имеют карнизов, почему осадка пыли в них невозможна… Драпировки хотя и сделаны всюду с красивыми рисунками в стиле модерн, но сделаны они из шелковых оческов или парусины, почему моются и не могут сохранять в себе пыли».

Не забывали и об архитектурных достоинствах комплекса: « Вдоль набережной тянется длинный ряд колонн и арок, сверх которых расположены огромные террасы. К морю и набережной имеется несколько мягких лестниц, из которых центральная наиболее красивая…Первая гостиница имеет до 70 крытых балконов, вторая же гостиница имеет две громадные террасы… Во всех комнатах масса света. Гостиницы построены так, что на север не выходит ни одной комнаты. Наряду с новейшими требованиями гигиены архитектор сохранил красоту и гармонию линий».

 

источник exellence.ucoz.ru

Кавказская Ривьера 2

Курорт «Кавказская Ривьера» был расположен в живописной местности, приятной для прогулок. «Это целый городок на крохотном клочке земли, обрывом опускающемся к морю. Владелец так умело и остроумно использовал склон к морю и все свободные площадки, что получилась масса уютных уголков, засаженных тропической растительностью. Целая сеть тропинок к морю, и каждый шаг отмечает какое-либо ценное растение. Много пальм выписано из Италии. Стоит сюда заглянуть, чтобы полюбоваться видом и необычной растительностью»,- отмечает в 1911 году один из путеводителей по Сочи.

 

источник exellence.ucoz.ru

Колоссальный прирост приезжих в Сочи и всё увеличивающийся спрос на помещения убедили энергичного и предприимчивого владельца А. В. Тарнопольского в том, что будет весьма сложно справляться дальше с таким большим предприятием, дальнейшее расширение которого требовало больших денежных средств. В связи с этим А. В. Тарнопольский решил акционировать свой курорт.

Каждый акционер мог приехать на свой курорт как бы к себе домой, получая здесь дешевое или, при известном количестве акций, бесплатное по­мещение. Владельцы трех и более акций, а также члены их семей, имели право пользоваться бес­платным лечением (советы врача, фельдшерский уход, перевязочные средства и купание в море), электрическими и другими врачебными аппарата­ми. Кроме того, все обладатели акций и члены их семей имели право на 20-процентную скидку в ре­сторане и 40-процентную скидку с цены ванн. 

Устав общества удостоился Высочайшего утверждения 24 сентября 1913 года, а 25 февраля 1914 года оно приступило к своей деятельности. Его капитал составлял 1 млн 350 тыс. рублей.

В 1914 году в обществе состояло довольно внушительное число акционеров – 631 человек. Учреждение акционерного общества открыло перед курортом новые возможности и позволило ему функционировать с большим размахом, продолжить расширение своих владений и улучшение качества обслуживания. Отдыхающим кроме лечения предлагались развлечения, экскурсии, даже организация рыбалки и охоты.

Ежегодно, в сезон на курорте вели прием медицинские светила из Москвы и Санкт-Петербурга.

Популярность курорта была высока. Об этом свидетельствует тот факт, что даже в наиболее сложный период Первой мировой войны, в конце 1916 г., заказы на номера необходимо было бронировать за месяц в связи с переполненностью курорта.

Одним из главных достоинств курорта Кавказская Ривьера был собственный театр. Об открытии театра писали даже столичные и московские газеты и журналы. Ежедневная московская газета «Театр» в июле 1909 г. писала: «На днях в Сочи открылся новый изящный театр г-на Тарнопольского на самом берегу Черного моря. Театр рассчитан на 600 мест. Для первого спектакля был дан «Фауст» с артистами оперы С.И. Зимина, для второго шла «Русалка, партию Мельника исполнил г. Шуванов. Режиссирует оперными спектаклями г-н Сперанский». В это время в Сочи это была единственная концертная площадка.

В августе того же года «Театр» информирует читателей: «Нам пишут из Сочи. На смену оперной труппе в новом элегантном театре Тарнопольского в курорте «Кавказская Ривьера» начались драматические спектакли с участием гастролеров из видных петербургских и московских артистов… Наплыв публики на курорте «Кавказская Ривьера» небывалый. Сборы в театре полные». Позднее на подмостках театра выступали Ф.И.Шаляпин, Н.А. Шевелев, В.В. Барсова и другие артисты, представляющие славу русской сцены.

Хотя курорт «Кавказская Ривьера» юридически не входил в состав территории посада, сам факт его открытия и последующей деятельности наложил неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь Сочи как лечебной местности, и долгое время дату открытия «Кавказская Ривьеры» было принято считать датой основания Сочи как курорта.

 

источник lh6.ggpht.com

Хлудовский парк

У истоков освоения Черноморского побережья Кавказа в районе Сочи стояли состоятельные землевладельцы, представители династий московского купечества 1 гильдии Николай Николаевич Мамонтов и Василий Алексеевич Хлудов.

В 1872 году земли в Сочинском округе приобретает Н.Н. Мамонтов - московский промышленник, почетный потомственный гражданин. Ему принадлежали обширные угодья в междуречье Сочи и Псахе (Мамайка), которые он назвал имение «Раздолье».

В 1883 году земли мамонтовского имения «Раздолье» становятся собственностью другого почетного потомственного гражданина, купца 1 гильдии, выпускника Гейдельбергского университета В.А. Хлудова. Получив свою долю наследства после смерти отца, Василий Алексеевич вкладывает значительный капитал в покупку и освоение земель в Сочинском округе. В журнале «Русский вестник» за 1894 год сообщалось: « Первое место в ряду культурных начинаний, и притом не только в Сочи, но и на всем побережье, принадлежит саду и винограднику имения «Раздолье», принадлежащее В.А. Хлудову… Трудно себе представить что-либо более широкое и грандиозное и по замыслу, и по исполнению. Общая поверхность имения 1 900 десятин. Сад фруктовый разведен на пространстве 120 десятин, виноградник занимает 90 десятин, деревьев в саду – 35 тысяч… Посреди сада – питомники тропических, декоративных, хвойных и самых редких оранжерейных растений.  В.А. Хлудов, не жалея денег, выписывает интересные растения со всех концов земного шара и обладает многими, единственными в своем роде коллекциями. В ботаническом отношении здесь собраны большие богатства».

 

источник mtdata.ru

Хлудов построил винный завод, открыл магазины и проложил на курорте первые асфальтированные участки дороги.
Один из сыновей Василия Алексеевича - Алексей Васильевич Хлудов (1887-1959) вспоминал: "… Он был пионером виноградорской и винодельческой промышленности на Кавказе. Я отлично помню его ходящим по виноградным плантациям среди рабочих-турок, перепачканного землей, в грязном чесучовом пиджаке и старой соломенной шляпе, то радостного, то расстроенного, в зависимости от результатов его наблюдений за посаженными им растениями…».                    

Но громадное хозяйство, поставленное на промышленную основу,

оказалось убыточным. Виноградник начал чахнуть от болезней (средиземноморские сорта не прижились в новых климатических условиях Черноморского побережья) и в 1900 году окончательно погиб.

Район посадки хлудовских виноградников до сих пор сочинцы именуют «Виноградная гора», а улица в этом районе называется Виноградная).

Потерпев фиаско в виноградарстве, Хлудов в 1901 году продает имение государственной казне.

В 1902 году Министерством земледелия и государственных имуществ были утверждены «Условия на продажу в частную собственность участков земли бывшего Хлудовского имения», и земля мелкими участками пущена в продажу. Часть имения с парком осталась за городской казной и была объявлена городским общедоступным парком отдыха (в настоящее время парк «Ривьера»).

До революции (1917) бывшие земли Хлудова превратились в дачную местность под названием «Хлудовская сторона», позднее вошли в городскую черту Сочи. Их выкупили частные владельцы, построив дачи и имения.

Печковский Владимир Николаевич – председатель правления Общества Владикавказской железной дороги, Дементьев Е.М. – действительный статский советник.

По соседству с участком Дементьева находились усадьбы  коллежского советника Г.И. Рыковского, князя В.А. Голицина, князя С.Н. Трубецкого, генерал-майора Д.Ф. Трепова - заведующего полицией и командующего отдельным корпусом жандармов(1905) и другие. Недалеко от дачных участков на Хлудовской стороне располагался пансион-санаторий «Сальве» доктора  А.Г. Кулябко-Корецкого.

В дореволюционное время (до 1917) , определяя перспективы этого района Сочинского округа, современники писали:  «По своей красоте  это лучшее место около Сочи».

 Парк Хлудова ( «Ривьера»)

 (ул. Егорова,1)

Сочинский парк, известный всем под названием «Ривьера», был заложен в  1898 г.  В. А. Хлудовым, который разбил его на самой лучшей равнинной части своего имения, выделил  возвышенное место для строительства дачи и от неё,  как от центра, проложил  несколько аллей,  расходящихся лучами.  Между аллеями,  на просторных куртинах  и полянах, были  высажены экзотические декоративные растения. Учитывая повышенную  влажность и малярию, в Сочи при посадках предпочитали  хвойные породы: сосны, гималайский и речной кедры, виргинский можжевельник, кипарисовики Лавсона, лузитанский кипарис и др.

 

источник daily-sochi.ru

Городская казна, купившая парк Хлудовского имения, объявила его городским общедоступным парком отдыха. Но парк продолжал именоваться Хлудовским. Документальных сведений о первоначальных размерах  парка не выявлено, так как план парка не сохранился.

С  1902 г., став городским, парк поступает в ведение Сочинского лесничества Черноморско-Кубанского Управления земледелия и госимуществ.  Управление ежегодно утверждало смету  расходов на содержание парка и выделяло 2 750 рублей. Парк обслуживали  два объездчика, три сторожа,   садовник.  Они выполняли работы, необходимые для содержания парка в порядке: чинили  изгороди, чистили канавы,  ремонтировали старые и устраивали  новые дорожки, проводили работы по осушиванию  заболоченных  частей парка, поливали растения.  В этот период были заложены  парники, расширена и  переустроена оранжерея.

В 1914 г. в Хлудовском парке  работал садовник Гейне,  который  занимался цветниковым хозяйством, приобретал  посадочный материал и семена.

15 июня 1915 года комиссия в составе лесного ревизора  Развадского,  уполномоченного по образованию и отводу  культурных участков в Сочинском округе С. К. Старка, заведующего парком  В. Кумковского,   лесничего  Сочинского лесничества В. Токаржевского-Карашевича   произвела осмотр парка и сделала  заключение по его состоянию. Комиссия отметила в своём заключении,  какие работы необходимо выполнить в первую очередь: составить план парка  и опись имеющихся  в парке особо ценных растений в целях  предохранения  их от расхищений, привести в порядок изгородь, ворота и калитки, исправить опорные стенки, увеличить число скамеек,  закончить  устройство ватерклозета около сторожки. Рядом с Хлудовским парком,  вдоль  реки Сочи, по направлению  к морю, был  проложен  Абазинский бульвар – красивая тенистая  ореховая  аллея, выходящая на береговое   шоссе.

К 1917 г. территория Хлудовского парка насчитывала 12 га. С 1914 г. до 1920 г. в период  первой мировой и гражданской войн парк значительно пострадал, были срублены на дрова часть ценных пород деревьев, часть насаждений повреждена.

В 1920 г., после национализации, парк был отдан в ведение Курортного управления г. Сочи (КУРУПР). Большую роль в становлении парка сыграла комиссия горно-санитарной охраны   курорта, созданная в 1922 году. В состав  комиссии  с правом решающего голоса входили представители Курортного управления, Сочинского горисполкома, горного надзора, лесничества, земельного управления. Комиссией был разработан план мероприятий по восстановлению парка, по борьбе с заболачиванием и т. д.

В 1927 г. комиссией был разработан проект «Обязательного постановления  по охране  парков, лесов и садов на территории Сочи-Мацестинского курорта». Озеленение и уход за  парком осуществлялись соответствующими  службами Курортного управления.

В предвоенный период была проведена реконструкция парка Курупра, который с 1937 г. стал именоваться парком культуры и отдыха «Ривьера».

Пристань Русского общества пароходства и торговли

Отсутствие надежных путей сообщения было одной из причин слабого развития Черноморского побережья во второй половине XIX века.

Долгое время (почти до конца XIX века) в Сочи можно было добраться только морским путем, так как автомобильной и железной дороги ещё не было, и морские перевозки оставались основным видом транспорта. 

источник mtdata.ru 

Большую роль в хозяйственном освоении Черноморского побережья Кавказа сыграло Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПИТ), учрежденное в 1856 году. Выполняя возложенные на него задачи – развитие торговли, пароходных торговых и почтовых сообщений, Общество способствовало благоустройству портов на Черном море, воздвигало новые пристани, учреждало свои агентства.

Первоначальный флот РОПИТ составлял всего пять пароходов, к концу 1857 г. число их достигло 12, а в 1913 г. их было 75, не считая мелких пароходов и барж. В 1872 г. Агентство РОПИТ было организовано в Сочи, немного позднее в Адлере.

 

В конце XIX в. в Сочи были сооружены две пристани Русского Общества Пароходства и Торговли у «Кавказской Ривьеры» и Российского Общества в районе Михайло-Архангельского собора, с расчетом на прием каботажных судов. Но из-за конструктивных и технических недостатков они использовались только для фелюг, магун и небольших парусных судов. Незащищенные причалы систематически разрушались штормами, и их приходилось восстанавливать.

В этот период очень существенной была деятельность судов Кавказской гребной флотилии, имевших необходимые транспортные средства для осуществления разгрузки судов, перевозки грузов, ручного багажа и пассажиров с пароходов.

источник anashina.com

Флотилия начала существование с 1867 г., но положение о её деятельности было высочайше утверждено только в 1869 г. В 1871 г. она имела в своём составе 10 баркасов и 18 фелюг. На содержание флотилии отпускалось от 23 до 70 тысяч рублей.

В летнее время пароходы РОПИТ заходили в Сочи по 3-4 раза в неделю, зимой ещё реже, им приходилось останавливаться на рейде только в благоприятную погоду.

 

источник goldkeysochi.ru

Во время шторма пароходы совсем не высаживали пассажиров, а проходили мимо, не останавливаясь, а пассажиров доставляли обратно в Сочи из ближайшего места остановки бесплатно. Бывали случаи, когда во время сильного шторма, продолжавшегося длительное время, пассажиров возили на пароходе между Сухуми и Новороссийском по три недели, не имея возможности высадить в Сочи.

Известный политик и экономист С.Ф. Шарапов, побывавший в Сочи в 1894 году, писал: «Погода несколько утихла, и мне можно было выехать на фелюге к очередному пароходу Русского Общества Пароходства и торговли. Летом во все порты черноморского берега заходят пять пароходов в неделю, зимой два. Пароходы эти в круговом рейсе между Одессой и Батумом являются пока единственным средством сообщения между прибрежными поселениями».

В дореволюционных источниках приводятся данные о числе пароходов, не зашедших в Сочи из-за неблагоприятной погоды. С 1901 по 1911 гг. 36% пароходов миновали Сочи, а в зимние месяцы этот процент составил -  52.

Однако, Агентство РОПИТ, осуществлявшее не только перевозку грузов и пассажиров, но и туристов и отдыхающих отлично занималось популяризацией курортных местностей, издавая путеводители и рекламные проспекты. Обращаясь к читателям, одно из  таких изданий от имени анонимного Путника пишет: «Морские путешествия имеют много прелести не только весною и летом, но и осенью и даже зимою, когда, покинув суровые берега Севера, вы отправляетесь на теплый, жизнерадостный юг. Русские туристы еще мало знакомы с зимними путешествиями, хотя мы имеем у себя дома превосходные зимние станции: Сухум, Гагры, Сочи…».

По Кавказской линии в разное время совершали рейсы пароходы РОПИТ «Цесаревна», «Великий Князь Михаил» и другие. В 1905 г. недалеко от комплекса «Кавказская Ривьера» было построено специальное здание для размещения Агентства РОПИТ с помещениями для пассажиров и для склада товаров. До этого времени примитивный способ переправы, крайне неудобный  и сопряженный даже с опасностью, усугублялся мытарствами пассажиров на берегу, где отсутствовало какое бы то ни было помещение для приема пассажиров, где они могли бы укрыться от непогоды во время ночного ожидания парохода. «Таким образом, устранено одно из весьма серьезных неудобств, от которых так страдали приезжие и сами сочинцы»,- пишет в «Путеводителе по Черноморскому побережью» 1911 года Г. Москвич.

 источник pastvu.com     

Российская пристань. Разгрузка парохода во время прибоя

 Прибытие парохода в пункт назначения представляло собой большое событие, оживлявшее размеренную жизнь провинциального Черноморского округа. Он привозил новости, нежданных гостей, запасы продовольствия, товары первой необходимости. А.В.Верещагин в книге «Путевые заметки по Черноморскому округу», изданной в Москве в 1874 г., пишет: «На пристани толпятся и те, кому он (пароход) нужен, и те, для кого не нужен: всякий интересуется, каждый чего-то ждет…»

Очень образно и эмоционально описывает прибытие парохода в Сочи в 1902 г. старожил нашего города, известный врач К.А. Гордон: «… Пароход, оставляя за кормой широкий пятнистый полукруг, поворачивает к берегу. Разноплеменная и шумная толпа пассажиров заполняет палубу…

Ревет паровой гудок – будто пароход кричит кому-то невидимому на берегу, вызывая лодки. С шумом и скрежетом падает в воду тяжелый якорь, и пароход останавливается на открытом рейде, примерно в километре от берега. Оттуда к нему подплывают большие, остроносые турецкие лодки, как их тогда называли, фелюги.

…Скрежещут паровые лебедки, поднимая из трюма и пронося над головами людей связки ящиков, мешков и бочонков. В этой сумятице и суете пассажиры спускаются по трапу в лодку…

Взоры всех находящихся в лодке обращены на берег.

Наша фелюга приближается к берегу, на котором столпилась группа людей. У берега лодку разворачивают, с носа в море опускают якорь, удерживающий лодку против волны, на корму набрасывают легкий мостик, по которому люди переходят с лодки на берег.

Те, кто не сумел рассчитать отлив волны, нередко выбираются с мокрыми до колен ногами…

В толпе, стоявшей на берегу, было несколько чиновников и военных в форме, небольшое число лиц в штатском европейском платье, но основную массу составляли армяне, турки, греки, персияне, одетые в яркие и необычные для меня костюмы…»

Несмотря на то, что в Сочи ещё не было порта, который бы давал возможность пароходам заходить в любую погоду, роль морского судоходства в регионе долгое время оставалась значительной, значительной была и деятельность Русского Общества Пароходства и Торговли.

Торговый грузооборот в 1910 г. в Сочи составлял около 1 млн. пудов, а в 1916 г. превысил 16 млн.

Основным ввозимым в Сочи грузом были строительные материалы: цемент, лес, железо, алебастр, кирпич, продовольственные товары: соль, сахар, мука, а также мануфактура и керосин…

Из Сочи вывозили продукты сельского хозяйства: овощи и фрукты, листовой табак, лавровый лист.

Становление Сочи как курортной местности, увеличение количества населения и отдыхающих требовало дальнейшего совершенствования и развития путей сообщения.

Бурные исторические события в России – первая мировая война, революционные преобразования, гражданская война не только значительно замедлили развитие морского транспорта и портовых сооружений, но и способствовали частичному разрушению того, что уже было построено. Еще долгое время стояла острая необходимость строительства морского порта, который был построен в Сочи только в 1934 году.

 

Продолжение следует…

Сегодня читают