Главная » Истории » Лики старого Сочи. Часть 12-я

Истории

Лики старого Сочи. Часть 12-я

15.09.2017АвторАлла Гусева

SOCHI123 публикует продолжение отрывков из книги директора Музея истории Аллы Гусевой, посвященной жизни курорта на рубеже веков. Из двенадцатого выпуска вы узнаете: где отдыхал знаменитый бас Фёдор Шаляпин, какой памятник стал первым мемориальным комплексом в Сочи, откуда пошло название "бархатные сезоны".

фото из архива Музея истории 

Дача  Н. А. Шевелёва

(Курортный пр., 87)

В московском журнале «Рампа и жизнь» в мае 1913 г. появилось сообщение: «В Сочи прибыл баритон Н.А.Шевелёв. Господин Шевелёв в Сочи купил виллу бывшего киевского губернатора А.Л.Веретенникова и участок земли близ моря за 75 000 рублей. На купленном участке г. Шевелёв построит санаторий для бедных артистов драмы и оперы на двести человек. При сём будет лечебница, дешёвый пансион, библиотека и концертный зал на пятьсот мест. Санаторий предполагается открыть 1 мая 1914 г.».

Николай Артемьевич Шевелёв (урождённый Шевелюхин), известный русский певец, баритон (1874 – 1929), солист московской Русской оперы С.И. Мамонтова и Частной оперы С.И. Зимина стал известен московскому зрителю в 1896 году, когда о нем появились первая публикация в газете «Новости сезона», и вскоре завоевал симпатии публики, стал ее любимцем на все время своей оперной деятельности. Он много гастролирует по Европе и Америке.

Н.А. Шевелев приобретает виллу на самом берегу Чёрного моря, построенную в начале ХХ века по проекту петербургского архитектора А.Н. Маковского. Дача возведена в мавританском стиле,  в том же стиле был оформлен и зал с хорами. Архитектурная красота здания неоспорима. Оно утопает в зелени, из окон открывается прекрасный вид на море. В плане это почти квадратное строение, чуть вытянутое по оси север-юг с величественным фасадом и парадной лестницей в сторону моря. В оформлении фасада использованы плавающие гибкие линии арки, выразительные линии дверных и оконных проемов. Фасадные плоскости стен отделаны каменной штукатуркой белого цвета. В центральной части - концертный зал с камином, куполообразным потолком, с хорами в узорчатой росписи. Перед залом – нарядная терраса. На лестнице сохранились мозаичные ступени и площадки. Окружающая архитектурная среда - дендрологический парк.

Сразу же после покупки Шевелёв немедленно переоборудует виллу, устроив в ней курзал для концертов, читальню и библиотеку, для которой приобретает до трёх тысяч томов книг.

На 15 июля 1913 года он намечает торжество закладки санатория. Рассылает около пятисот приглашений, в том числе директору Императорских театров В.А. Теляковскому, русскому певцу Ф.И. Шаляпину.

В московских и сочинских газетах (“Театр”, “Новости сезона”, “Рампа и жизнь” и др.) часто публиковались заметки о планах Н. А. Шевелёва по созданию в Сочи санатория для артистов и об ожидаемом приезде к нему на дачу Ф. И. Шаляпина. Из многочисленных публикаций было не трудно узнать историю дружбы двух артистов. По свидетельству современников Шаляпин с большим уважением относился к Шевелеву.

4 сентября 1913 г. Ф.И. Шаляпин вместе с Н.А.Шевелёвым уезжают из Москвы. Фёдор Иванович живёт в Сочи на даче Шевелёва несколько дней. Сочинский фотограф навеки зафиксировал это мгновенье. Николай Артемьевич у главного входа этой красивой дачи, Фёдор Иванович -  в артистической позе на балконе второго этажа. Эта открытка сохранилась и экспонируется в Музее истории города-курорта Сочи.

К строительству санатория на участке Шевелёва приступили, но реализовать планы  так и не удалось. Началась первая мировая война, затем революция 1917 года и гражданская война, которые  не позволили осуществить мечты талантливого артиста и благотворителя.

С 1925 года и по настоящее время здание бывшей дачи Шевелева входит в состав санатория им. М. В. Фрунзе.

фото из архива Музея истории 

Сочи. Горпарк (Приморская набережная)

Особой достопримечательностью Сочи в начале XX века был Городской приморский парк,  который тянулся по всей прибрежной полосе от Турецкого ущелья (современное расположение концертного зала «Фестивальный» до парка С.Н. Худекова (парк «Дендрарий»), т.е. почти через весь город. Парк включал в себя отдельные участки: сад при библиотеке им. Пушкина, дачный участок Цветковой  (район Зимнего театра), Верещагинский или Ермоловский участок (от парка имени Фрунзе до «Дендрария»).

Территория, когда-то заросшая диким лесом, покрывавшим все горное плато, была расчищена и постепенно засажена декоративными, экзотическими растениями. Здесь и в настоящее время произрастает 140 видов различных деревьев и кустарников.

Высокий берег, местами отвесно обрывающийся в море, местами переходящий в мягкие склоны, глубокие скалистые овраги, пересекающие местность парка, все это привлекало горожан и отдыхающих

В парке имелся небольшой павильон для музыкантов, площадка для детских игр, павильон для продажи фруктов и прохладительных напитков.

Парк был местом массовых народных гуляний, начало которым было положено еще в конце XIX в. Часто их организатором было Сочинское благотворитель­ное общество. Народные гулянья сопровождались музыкой и даже фейерверком. Приходили сюда «себя показать и на людей посмотреть».

Воспоминания старожила го­рода К.А.Гордона воспроизводят яркую картину того, как сочинцы развлекались: "Иног­да, правда, не часто, такие гулянья имели более торжественный и длительный характер. Это тог­да, когда давался на эстраде парка концерт ка­ким-нибудь заезжим музыкантом, певцом или фокусником, но особенно когда такие гулянья устраивались с целью сбора средств на благо­творительные цели. Хотя входная плата была очень невелика, но зато в маленьких киосках, освещенных светом разноцветных бумажных фонариков, в которых горели свечи, дамы и ба­рышни "высшего сочинского света", возглав­ляемые председателем общества Л. Кушковской, торговали шампанским и лимонадом - тут уж никто не просил сдачи, а оставлялись на прилавках и скромные рубли, и золотые моне­ты, и крупные кредитки. Кроме того, на таких гуляньях устраивались лотереи с вручением вы­игравшим довольно оригинальных призов, да­вавших окружающим повод для веселья, на­пример, когда какой-нибудь заядлый холостяк выигрывал живого поросеночка, заботливо оде­того в детскую сорочку с розовыми лентами...".

Пожалуй, самым любимым и общедоступным развлечением сочинцев в начале XX в. были гу­лянья в Приморском парке, в районе современной гостиницы "Приморской". Городская уп­рава обычно приглашала на летний сезон из Грузии духовой оркестр, и он три раза в неде­лю играл в вечерние часы на открытой эстраде. Все музыканты были одеты в яркие гурийские костюмы, с красными башлыками на головах, и смотрелись довольно экзотической группой. Под стать им была и публика - национальные костюмы кавказцев, греков, персов, платья жен­щин до пола, шляпы с перьями; мужчины в ка­нотье или котелках. Мог появиться среди гуля­ющих и какой-нибудь футурист с нарисованной на щеке разноцветной бабочкой. Вход в парк был бесплатным, и едва ли не треть населения Сочи собиралась в нем до захода солнца. Мно­го танцевали и общепринятые в то время танцы - вальс, мазурку, краковяк, и народные — ба­рыню, казачок, и, конечно, лезгинку».  Осенью Приморский парк наполнялся богатой публикой, одетой в бархат. Сочинцы шутят: «Может быть, поэтому сентябрь в Сочи до си пор называют «бархатным сезоном?».

Памятник «Пушка и якорь» в Приморском парке

Памятник «Пушка и якорь» был установлен в Приморском парке в 1913 году по инициативе и на  средства отставного адмирала Русского Флота  Л.Ф. Долинского.

Возведен он в честь Победы доблестных русских войск в русско-турецкой войне 1828–1829 годов, об этом гласит надпись на постаменте. В результате этой войны по Адрианопольскому мирному договору Черноморское побережье Кавказа от  устья р. Кубань до форта Святого Николая (южнее Поти) отошло к России. После окончания войны в 30-е годы XIX века была создана Черноморская береговая линия, состоявшая из укреплений, предназначенных для охраны побережья.

На территории, где в наши дни раскинулся центр современного Сочи, русские войска 21 апреля 1838 года заложили форт Александрия, положивший начало основанию будущего города. Свое название форт получил в честь императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I, которая в эти дни праздновала свое тезоименитство (День ангела).

Мемориальная композиция состояла из старинной корабельной пушки, отлитой на Александровском заводе в 1807 году, пушечных ядер и якоря, выполненного на  Воткинском заводе в 1779 году. Эти реликвии были свидетелями и участниками тех далеких событий.

По местным легендам якорь принадлежал военному фрегату «Пендераклия», затонувшему у берегов Вардане в первой половине XIX века. Позднее фрегат был обнаружен и его фрагменты, в том числе и якорь, были подняты со дна моря. Якорь долгое время пролежал в местечке близ Вардане  и  дал название этому небольшому поселению - Якорная щель. В 1913 году легендарный якорь был перевезен в посад Сочи и составил часть будущего памятника.

1913 год был очень знаменательным для всей Российской империи, страна готовилась к грандиозным празднованиям, посвященным 300-летию Дома Романовых, а в Сочи одновременно отмечалось 75-летие со дня основания форта Александрия.

Во всех городах России закладывались парки, устанавливались монументы. В Сочи в этот год была высажена Платановая аллея, посвященная300-летию Дома Романовых, установлен памятник «Пушка и якорь», который напоминал о Победе русских войск под командованием Государя - императора Николая I. 

Ждали в Сочи прибытие последнего царя Николая II с наследником престола. Царственные особы так и не посетили маленький посад, но  композиция «Пушка и якорь» и сейчас украшает историческое ядро города и является самым первым мемориальным сооружением на территории Сочи, сохранившимся до наших дней, единственным памятником в России, посвященным победе русских войск в русско -   турецкой войне 1828 – 1829 годов.

фото из архива Музея истории 

Дом Г.Ф. Успенского, магазин Удельного ведомства

(улица Театральная, 6).

Здание бывшего магазина Удельного ведомства  (императорского имения “Дагомыс”) или дом Успенского, относится к сохранившимся постройкам рубежа XIX и ХХ века. Григорий Фёдорович Успенский был управляющим имением “Дагомыс”, его семья занимала верхние этажи дома, нижние этажи были отданы под магазин, где реализовывались сельскохозяйственные продукты, производимые в имении (фрукты, виноград, молочные и винодельческие продукты).

Здание представляет собой архитектуру “выбора” или эклектику. Подобные здания составляли архитектурный фон застройки и облик дореволюционного посада Сочи. Автор проекта, несмотря на традиционный подход к подобного рода строениям и выбор разнородных по происхождению стилистических мотивов и форм, сумел создать образ достаточно самобытный, легкий и пластичный. Это, несомненно, талантливая эклектика, наделенная определенным образным содержанием.

Существование эклектики, «неорусского стиля», модерна в его различных вариантах обусловили большое разнообразие архитектуры Сочи конца XIX- начала XX веков.

После национализации (1917 г.) до настоящего времени здание используется под жилье. К сожалению  дом Успенского дошел до нашего времени с серьезными искажениями планировки, внутренней отделки и внешнего облика, явившемся следствием неудачных надстроек и перепланировки.

Бывший магазин Удельного ведомства с 1981 года является памятником архитектуры и градостроительства.

фото из архива Музея истории 

Продолжение следует...

Сегодня читают