Главная » Истории » Лики старого Сочи. Часть 10-я

Истории

Лики старого Сочи. Часть 10-я

01.09.2017АвторАлла Гусева

SОCHI123 продложает публикацию отрывков из одноименной книги директора Музея истории города-курорта Сочи Аллы Гусевой. Десятая часть посвящена Красной Поляне. Вы узнаете, с какими сложностями было сопряжено строительство краснополянского шоссе, чем сто лет назад восхищались путешественники на греческом мостике, какой была гора Ачишхо во времена зарождения курорта.

Краснополянское шоссе

В 1897 году на государственные средства начинается строительство шоссе от Адлера до Красной Поляны протяженностью 44 версты. Руководил строительством талантливый специалист, горный инженер В.К.Константинов.  В 1886 году он окончил пе­тербургскую гимназию императорского человеко­любивого Общества и был отмечен золотой медалью за незаурядные способно­сти к овладению знаниями. В 1894 году он полу­чил диплом инженера пу­тей сообщения, а двумя годами позже ему было по­ручено строительство гор­ного шоссе Адлер - Крас­ная Поляна.

Условия строительства отличались большими сложностями. Шоссе над­лежало протянуть через узкое ущелье Ахцу, вдоль реки Мзымты, на пя­тисотметровой высоте над уровнем моря... Две горные громады здесь сблизились едва ли не до полного соприкосновения, и можно было без уси­лий перебросить камень с одного берега на дру­гой. Мускульным трудом - кирка и лопата - пред­стояло вынуть огромное количество скальной породы при сооружении полутоннелей ...

Позднее, описывая Краснополянское шоссе в своем «Путеводителе по Кавказу», Григорий Мос­квич отметит: «Дорога вьется по правому берегу реки на высоте настолько значительной, что рас­положенная ниже долина кажется глубокой про­пастью. Но вместе с тем и над головой высятся горы громадной высоты. Стена известняков ви­сит прямо над головой, и громадные скалы вис­нут, едва держась, грозя обрушиться после пер­вого ливня или самого легкого сотрясения почвы. Дорога прямо высечена в скале и настолько из­вилиста, что если из-за угла выскочит встречный экипаж, то, кажется, одному из едущих при стол­кновении не миновать пропасти».

«По смелости своего проложения дорога на Красную Поляну может занять одно из первых мест среди сооружений этого рода, созданных русскими инженерами. Против Адлера горы отходят наиболее далеко от моря: поэтому расстояние, которое приходится проехать до первых холмов, довольно значительно», - пишет автор Путеводителя.

Хорошую закалку получил на этой стройке мо­лодой инженер. Вот каким виделся В.К Константи­нов в этот период своей жизни современникам: «Высокий, худощавый, с грубоватым, некрасивым, но энергичным лицом, ин­женер путей сообщения Константинов был подлин­ным демократом... По внешнему виду он мало чем отличался от рабочего. В стоптанных чувяках, поно­шенной тужурке и фуражке с форменным значком, он пользовался большой попу­лярностью среди рабочих».

Шоссе было открыто для движения в 1899 году. Государственной казне оно обошлось в один миллион шестьдесят тысяч рублей.

Сообщение из Сочи, Адлера с Красной Поляной осуществлялось гужевым транспортом, запряженным лошадьми и буйволами. Арбы, линейки, подводы, фаэтоны, дилижансы, управляемые выносливыми и умелыми кучерами, доставляли грузы и пассажиров из Адлера до конечного пункта за 7-8 часов.

С 1913 г. было налажено автомобильное сообщение Сочи – Красная Поляна. Шестнадцатиместный открытый омнибус предоставлялся для поездок сочинским предпринимателем Д.В. Кулешовым. По сообщению газеты «Сочинский листок»,  отправление осуществлялось по субботам в 8 часов утра, возвращение в Сочи – в воскресенье к 7 часам вечера. Оплата за проезд и ночлег в Красной Поляне составляла 12 руб. за место. После открытия движения по шоссе с каждым годом росло число туристов и экскурсантов, посетивших район Красной Поляны.

фото из архива Музея истории

Красная Поляна. Греческий мостик

Среди достопримечательностей Сочи и его окрестностей конца XIX-начала XX веков особой популярностью пользовалась экскурсия на р. Мзымта. В двух верстах от Красной Поляны, недалеко от впадения в Мзымту ее притока р. Бешенки, в живописной местности был переброшен так называемый Греческий мостик, с которого можно было любоваться не только окрестными видами, но и красивыми породами горного хрусталя.

Деревянный мостик был перекинут с правого каменистого берега Мзымты на  цельную, громадную скалу левого. При входе на мостик были сделаны ворота, над ними поставлен деревянный крест. Видимо этот символ был установлен не случайно. Местные жители советовали перекреститься, а затем уже идти через мост.

В экскурсионных путеводителях этого времени описываются не только восторженные отзывы о величественной природе долины этой быстроходной реки, но и необычные ощущения туристов: «От шоссе до Мзымты с полверсты, и по мере приближения к реке, шум усиливается все больше и больше; между деревьями начинают просвечивать клокочущие волны и у мостика становится так шумно, что надо говорить, сильно повышая голос, иначе ничего не слышно…

Действительно, если посмотреть с каким бешенством Мзымта врывается под мост, ударяет своими волнами в твердую, прочную скалу, и эта скала содрогается от ударов, мостик дрожит, то невольно почувствуешь величие этой силы и страх.  Рядом, направо, величественная темная скала не выдержала постоянного напора волн, раскололась и сползла в самое русло реки».

Краевед, автор путеводителя «Сочи и Красная Поляна с окрестностями» С. Дороватовский в 1911 году пишет: «Во время массового таяния снегов и больших дождей в горах, воды реки мутны и вздымаются так высоко, что почти покрывают собой огромные валуны, величиной в несколько кубов. Эти валуны все время дрожат от сотрясения волн, и иногда вода бьет в них с такой силой, что они сдвигаются ниже, уступая течению.

В летние месяцы, когда таяние снегов почти заканчивается и дожди идут редко, вода в реке Мзымта становится совершенно прозрачной, бирюзового цвета. Огромные валуны наполовину обнажаются и между ними стремительно несутся чистые воды реки. Попробуйте, где-нибудь взо­браться на такой валун и вы почувствуете, как  этот гигант дрожит, и легкое дрожание передается вам, как на электрическом кресле. На некоторых черноморских пароходах ставят особое кресло, через которое пускают электрический ток. Кресло вибрирует и передает это сидящему на нем. Хорошая доза вибрации будто бы предохраняет от морской болезни.

Вот такое же ощущение можно получить, взо­бравшись на хороший валун р. Мзымта. А ва­луны есть такие, на которых могут поместиться человек 8-10. Попробуйте подняться правым берегом вверх по течению реки, хотя бы до Бешенки и вы встретите массу картин, как на акварельной выставке. Действительно, это акварельные кар­тины, в особенности, когда Мзымта не взбала­мучена дождями.

Этот путь труден, тропы нет и приходится идти около воды, пробираясь между валунами и скалами. По левому берегу есть тропа, но она идет высоко над рекой.

Мзымту у греческого мостика некоторые сравнивают даже с Иматрой и находят красивее. Это конечно дело вкуса и настроения... Но мы всё же эту прогулку рекомендуем сделать, тем более, что весь путь до мостика совершается по шоссе и хорошей колесной дороге.

За греческим мостиком влево - огромные камни, и между ними встречаются красивые группы горного хрусталя».

В настоящее время на месте греческого мостика построен добротный мост, но местные жители его по-прежнему называют Греческим.

 фото из архива Музея истории

Ахцу

Краснополянское шоссе  строилось в невероятно тяжелых условиях: необходимо было буквально вырубать дорогу в скалах, для чего часто использовали взрывчатку. Особенно тяжело было прокладывать полотно дороги через ущелье Ахцу.

 Лом, кирка и лопата были основными орудиями труда. Маленькие заработки, плохое снабжение, свирепствовавшая в то время малярия, создавали невыносимые условия для строителей. Немало было и жертв среди строителей.

В книге С. Дороватовского «Сочи и Красная Поляна с окрестностями» 1911 года описывается трагический  случай на строительстве шоссе: «За выступ скалы была привязана верёвка, по которой спустился турок, и, вися над бушующей Мзымтой, стал просверливать скважину, чтобы заложить в неё динамитный патрон. Турку приходилось работать и держаться. Чтобы не раскачиваться на верёвке, как маятнику. Забой сделан, патрон заложен, и турок откачнулся на верёвке в сторону, чтобы выждать взрыв, но не удержался и, описывая дугу, его стало подносить на верёвке снова к забою. Раздался взрыв - и турка принесли на кладбище по частям, он был весь изорван». Но, несмотря на примитивную технику, отсутствие страховочных средств и элементарных бытовых условий, пытливый ум и организаторские способности инженера В.К.Константинова позволили в кратчайший срок провести по откосам неприступных скал над правым берегом ревущей Мзымты современное по тем временам шоссе.

В.К. Константинов, прошел пешком всю теснину Ахцу, придерживаясь левого берега Мзымты, через, казалось бы, непроходимые скалы. Он грамотно сумел спроектировать этот участок дороги, который путешественники назвали «Пронеси Господи».

Один из них в 1903 году пишет: «Перед нами узкое ущелье, внизу, далеко в глубинке, шумит и ревет Мзымта, от левого берега которой вертикально поднимаются огромные зеленые горы, с их балками, вековыми дубами, буками, елями. Над вами у самого шоссе высятся и уходят к самому небу каменные скалы, вернее одна гигантская скала, знаменитая Аксу (Ахцу - прим. Авт.). Жутко, страшно!.. Но какой величественный, грандиозный вид!.. Вдали сквозь окно ущелья высятся снеговые вершины краснополянских гор и скалы видны, и зелень, и синее небо!.. Шоссе опоясывает вертикальную стену, шоссе узкое, всего каких-нибудь две сажени с оградой в аршин, а внизу, внизу страх и ужас!..

Вот тоннель, сначала первый небольшой, а затем сорок три сажени угрюмой и сырой темноты второго тоннеля, и вы, и лошадь, и экипаж снова висите над пропастью, и над вами все та же скала-гигант, порой образующая потолок... Вы различаете трещины этого высокого, чудовищного потолка, вы смотрите направо, на стену гор, вниз в бездну реки, а слева, вы чувствуете, вы близко, почти прикасаетесь к Аксу… Четыре версты дьявольски живописного, угрюмого ущелья!».

Писатель Евгений Шварц так описывает свои впечатления: «Вдруг мы увидели черный свод – шоссе повернуло в тоннель. Грек перекрестился, и мы въехали в полумрак. Ручьи журчали в тоннеле. И вот мы снова на воле… Мне кажется теперь почему-то, что в тоннеле стоял каменный иконостас, почерневший, без иконы. Здесь, кажется, был образ богоматери, который сгорел от лампадки или от свечки, а новый поставить так и не собрались».

Этот участок Краснополянского шоссе даже в наши дни часто называют шедевром инженерного искусства конца XIX века.

 источник krymea.ru

Красная Поляна. Гора Ачишхо

Красная Поляна находится в среднем течении реки Мзымты. С севера и востока она защищена высоким Кавказским хребтом, отрог которого - гора Ачишхо, подступая к самому поселку, защищает его от северных и западных ветров.

Вершина находится в долине р. Мзымта, ее массив расположен в 6-7 км на северо-запад от поселка Красная Поляна. Эта вершина известна как самое влажное место в России, здесь за год выпадает больше всего осадков. Максимальное количество осадков за год достигает 4500 миллиметров. Толщина снежного покрова до 7,5 метров.

Одноименное название носит и хребет в системе которого расположена вершина. Переводят название с адыгского как «гора козлов», по другой версии перевод звучит как «большой козел» или «скопление козлов». Есть версия, что название имеет абхазское происхождение и означает «гора-лошадь». Ачишхо - прекрасная смотровая точка, но здесь редко бывают погожие дни. Только 60-70 дней в году здесь солнечные. Она сложена как более прочными порфиритами и туфами, так и менее прочными глинистыми сланцами и песчаниками.

Пейзаж, изображенный на дореволюционной открытке, с точностью описывает С. Васюков в 1903 г., воочию увидевший сказочную природу: «Мы въехали на Красную Поляну. Какая художественная. Полная таинственной прелести картина! Это восторг!.. Совершенная поэзия при лунном освещении. Горы высились, отходя, как бы отступая своими разнообразными вершинами и прямо, и направо, и налево ширилась Поляна, вся облитая ровным серебряным светом. Тихо совершенно и ясно на небе... Домики среди темной зелени и белая церковь, и налево гиганты-утесы, и снежные вершины. Не знаешь, на что смотреть, чем любоваться. Да, хороша, божественно прекрасна Красная Поляна, воистину Красная!..»

«Редкое удовольствие представляет восхождение на гору Ачишхо. Всего пути – 6 часов, причем дорога все время проходит по живописнейшей и очаровательнейшей местности. Наконец, вы на высоте почти 8 тыс. ф. над уровнем моря, на альпийских полянах с множеством озер, среди океана цветов, где все нетронуто, все в первобытном состоянии. Для этой прогулки рекомендуем запастись буркой и необходимой провизией…

Еще интереснее и приятнее, хотя и значительно отдаленнее, прогулка к большому озеру Кардывач. Проводниками на Кардывач служат местные охотники-эстонцы или греки. К озеру ближайшей дорогой верхом, 40 верст. Чудно хороша дорога к озеру, но сама долина, в которой расположено озеро, не поддается описанию – нужно видеть самому, чтобы понять: вокруг высоко поднятые горы, с которых падает, сверкая на солнце водопадом, хрустальная вода»,- пишет в 1914 году Г. Москвич.

Превосходная защищенность Красной Поляны горами и близость южного моря создают мягкий, умеренный климат, без сильного ветра и резких перепадов.

В Красной Поляне инженер В.К. Константинов, строитель дорог, отмечал интересное метеорологические явление: «Падение барометра здесь, вопреки установленному в науке правилу, служит предзнаменованием хорошей погоды, и, наоборот, внезапное повышение его предсказывает дождь».

У подножия Ачишхо на небольшой возвышенности, на высоте 1880 метров над уровнем моря в конце ХIХ в. Профессор-климатолог Воейков вместе с энтузиастами начал вести метеонаблюдения, а в 1936 г. была построена и круглогодично функционировала метеостанция «Ачишхо», результаты исследований ежедневно передавались  в Сочи и далее, телеграфом,  в главный метеоцентр страны.

Здесь царство альпийских лугов, прекрасные виды на Агепсту, Аибгу, Чугуш.

фото из архива Музея истории

продолжение следует...

Сегодня читают